ООО "Фаворит" - ремонт ISUZU (общие процедуры ремонта)
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт автомобилей ISUZU ELF, Nissan Atlas

Двигатель серии 4H

Общие процедуры ремонта
Распределительный вал и головка блока цилиндров
Примечание: операции снятия и установки деталей, отсутствующие в данном разделе, приведены в соответствующем разделе главы "Двигатель - механическая часть".
Разборка
1. Установите съёмник на головку блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

2. Сожмите пружины клапана и выньте два сухаря.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Снимите тарелку пружины, клапанные пружины, клапан, седло пружины.
4. Нанесите метки с номером клапана на клапана, пружины клапанов, седла пружин.
5. Используя плоскогубцы с длинными губками, снимите маслосъёмные колпачки.
Примечание: храните клапаны, клапанные пружины, седла пружин и тарелки в соответствии с номером цилиндра, чтобы не перепутать их при установке.
6. Снимите вспомогательную шестерню с шестерни привода распределительного вала.
а) Закрепите распределительный вал.
б) Отверните болт крепления шестерни распределительного вала и снимите шайбу.
в) С помощью специального приспособления (съемник) снимите шестерню с распределительного вала

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Проверка, очистка и ремонт
1. Проверьте головку блока цилиндров на подтекания охлаждающей жидкости и моторного масла, трещины, сколы. При необходимости замените её.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с прокладкой.
б) Очистите поверхности камер сгорания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений.
в) Очистите поверхность головки блока цилиндров (сопрягаемую с поверхностью блока цилиндров), используя мягкую щетку и растворитель.
г) Очистите отверстия направляющих втулок клапанов щеткой и растворителем.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Проверьте головку блока цилиндров,
а) Прецизионной линейкой и плоским щупом, как показано на рисунке, проверьте неплоскостность рабочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров;
- с поверхностями впускного и выпускного коллекторов.
Неплоскостность привалочной:
номинальная 0,05 мм
максимальная 0,2 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если величина неплоскостности превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
Снятие и установка клапанов.
1 - сухари,
2 - тарелка пружины,
3 - клапанные пружины,
4 - клапан,
5 - маслосъёмный колпачок,
6 - седло пружины.

б) Используя проникающий краситель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка. При наличии трещин замените головку блока цилиндров или заварите ее (с последующей шлифовкой).
Примечание: заваривание трещин головки блока цилиндров должно производиться в специализированных мастерских.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

4. Очистите клапаны.
а) Шабером снимите налет углеродистых отложений с тарелки клапана.
б) Щеткой окончательно очистите клапан.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

5. Проверьте толщину цилиндрической части тарелки клапана.
Номинальная толщина:
впускной клапан 1,8 мм
выпускной клапан 1,75 мм
Минимальная толщина 1,3

Если толщина цилиндрической части тарелки клапана меньше минимально допустимого значения, замените клапан.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

6, Проверьте диаметры стержней клапанов. Микрометром измерьте диаметр стержня клапана.
Номинальный диаметр:
впускной клапан 8,946 - 8,962 мм
выпускной клапан 8,921 - 8,936 мм
Минимальный диаметр:
впускной клапан 8,88 мм
выпускной клапан 8,80 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если диаметр стержня клапана меньше приведённых значений, то замените клапан.
7. Измерьте зазор между клапаном и направляющей клапана.
а) Установите индикаторную головку на высоте 10 мм от направляющей клапана.
б) Покачайте клапан от руки.
Номинальный зазор:
впускной клапан 0,038 - 0,071 мм
выпускной клапан ....0,064 - 0,096 мм
Максимальный зазор
впускной клапан 0,20 мм
выпускной клапан 0,25 мм
При необходимости замените клапан и направляющую втулку.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

8. Проверьте и очистите седла клапанов, а) Фрезой из твердого сплава прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только для очистки рабочих фасок седел.
Углы конуса:
впускной клапан 45°
выпускной клапан 45°
б) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан. Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
- Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен. В противном случае замените клапан.
- Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая втулка клапана и седло клапана концентричны. В противном случае перешлифуйте фаску.
- Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину:
Номинальная ширина фаски клапана:
впускной клапан 2,5 мм
выпускной клапан 2,0 мм
Максимальная ширина фаски клапана:
впускной клапан 3,0 мм
выпускной клапан 2,5 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

В противном случае скорректируйте фаску, перешлифовав ее с помощью фрез.
9. При необходимости скорректируйте фаску седла клапана.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

10. Проверьте зазор между плоскостью головки блока цилиндров и клапаном, как показано на рисунке.
Зазор:
Номинальный 0,7-1,2 мм
Максимальный 2,50 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

11. Проверьте клапанные пружины,
а) Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке. Неперпендикулярность пружины 1;0 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии.
Длина пружины:
номинальная 62,5 мм
максимальная 59,4 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Сравните полученные данные с таблицей "Длина клапанной пружины". Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
в) Тестером для проверки пружин измерьте усилие, необходимое для сжатия пружины до установочной длинны.
Усилие, необходимое для сжатия на 47 мм:
номинальное 414 - 477 Н
минимальное 401 Н

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

12. Проверьте масляный зазор между коромыслом и осью коромысел, а) Измерьте внутренний диаметр коромысла.
Внутренний диаметр:
номинальный 22,01 - 22,04 мм
максимальный 22,15 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Измерьте внешний диаметр оси коромысел.
Диаметр оси:
номинальный 21,98 - 22,00 мм
минимальный 21,85 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Подсчитайте масляный зазор. Масляный зазор:
Номинальный 0,010 - 0,056 мм
Максимальный 0,20 мм
При необходимости замените коромысла и/ или ось коромысел.
13. Проверьте ось коромысел на предмет наличия изгиба.
а) Уложите ось на призмы.
б) Стрелочным индикатором проверьте биение оси коромысел.
Максимальное биение 0,3 мм
Если биение превышает допустимое значение, замените ось коромысел.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если биение превышает допустимое значение, замените штанги толкателя.
15. Проверьте ролик коромысла. Измерьте зазор между роликом и крышкой клапана, как показано на рисунке.
Зазор:
номинальный 0,040 - 0,084 мм
максимальный 0,5 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

16. Проверьте износ крышки клапана.
Максимальный износ 0,1 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

17. Проверьте распределительный вал и подшипники.
А. Проверьте распределительный вал на предмет наличия изгиба.
а) Уложите распределительный вал на призмы.
б) Стрелочным индикатором проверьте биение распределительного вала относительно средней шейки.
Максимальное биение 6,05 мм
Если биение превышает допустимое значение, замените распределительный вал.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Б. Проверьте высоту кулачков распределительного вала, измерив ее микрометром.
Высота кулачков распределительного вала:
номинальная 52,8 мм
минимальная 51,8 мм
Если высота кулачка меньше минимально допустимой, замените распределительный вал.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
Ось коромысел.
1 - ось коромысел в сборе,
2 - крышка клапана,
3 - крышка подшипника распределительного вала и опора оси коромысел,
4 - коромысло,
5 - пружина,
6 - опора оси коромысел,
7 - крышка подшипника распределительного вала и опора оси коромысел,
8 - ось коромысел.

В. Проверьте масляный зазор между распределительным валом и опорными шейками.
а) Проверьте размеры опорных шеек распределительного вала, измерив их диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распределительного вала:
номинальный 39,950 - 39,975 мм
минимальный 39,850 мм
Максимальная овальность и конусность 0,05 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если диаметры шеек выходят за указанные пределы, проверьте зазор между шейкой и подшипником.
6) Проверьте размеры под опорные шейки распределительного вала, измерив их диаметры нутромером. Диаметр под опорные шейки распределительного вала: номинальный 40,00 - 40,04 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Подсчитайте масляный зазор. Масляный зазор:
Номинальный 0,025 - 0,087 мм
Максимальный 0,15 мм
При необходимости замените распределительный вал и / или подшипники распределительного вала (головку блока цилиндров).
Г. Проверьте осевой зазор распределительного вала.
а) Установите распределительный вал в постели блока цилиндров.
б) Индикатором измерьте осевой зазор при перемещении распределительного вала назад и вперед.
Осевой зазор
распределительного вала:
номинальный 0,085 - 0,205 мм
максимальный 0,25 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал, головку блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

21. Проверьте отверстия масляных каналов в крышках подшипников распределительного вала.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Сборка 1. При необходимости замените направляющие втулки с помощью спецприспособления.
Внимание: втулка используется только один раз.
а) Установите направляющую втулку клапана в спецприспособление.
б) С помощью штангенциркуля уста-новите высоту выступания втулки - размер "А", как показано на рисунке.
Выступание втулки... 13,85 - 14,35 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Затяните гайку на спецприспособлении.
г) Используя спецприспособление и молоток, установите новые направляющие втулки клапанов так, что бы они выступали из головки блока на соответствующую величину "Н".

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

д) Проверьте высоту выступания втулки.
Примечание: если размер "Н" отличается от требуемого, замените направляющую втулку.
2. Установите маслосъёмные колпачки, а) Наденьте маслосъёмный колпачок на направляющую втулку.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) С помощью спецприспособления установите маслосъёмный колпачок.
Внимание: не используйте молоток.
в) С помощью молотка напрессуйте маслосъёмный колпачок до контакта спецприспособления с головкой блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Установите тарелку пружины, клапанные пружины, клапан, седло пружины.
Примечание:
- Впускные и выпускные клапаны различны.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

- Устанавливайте пружины клапанов так, чтобы витки с меньшим шагом находились снизу, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

4. С помощью съёмника сожмите пружины клапана и вставьте два сухаря.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

5. Несколько раз ударьте молотком с пластиковым бойком по торцу клапана, чтобы обеспечить совмещение деталей.
6. Нанесите моторное масло на ролик коромысла, ось ролика, в отверстие коромысла, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

7. Вставьте пружину в отверстие коромысла, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

7. Вставьте пружину в отверстие коромысла, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

9. Наденьте коромысла с пружинами на ось коромысел в сборе. Наживите фиксирующие болты.
Примечание: обратите внимание на направление установки оси коромысел в сборе на головку блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

10. Соберите распределительный вал.
а) Зафиксируйте распределительный вал.
б) Установите шестерню на распределительный вал.
з) Установите шайбу и затяните болт крепления шестерни номинальным моментом затяжки.
Момент затяжки 142 Н*м

Блок цилиндров
Проверка
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с рабочих поверхностей блока скребком, шабером, металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой окончательно очистите блок цилиндров.
2. Проверьте поверхность газового стыка блока цилиндров на неплоскостность с помощью прецизионной линейки и плоского щупа.
Неплоскостность поверхности:
номинальная 0,05 мм
максимальная 0,20 мм
Если неплоскостность превышает указанное значение, замените блок цилиндров или прошлифуйте его.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Проверьте высоту блока цилиндров. Высота блока
цилиндров 279,965 - 280,035 мм
4. Проверьте масляный зазор оси промежуточной шестерни.
а) Измерьте внутренний диаметр промежуточной шестерни. Внутренний диаметр:
номинальный 30,00 - 30,02 мм
максимальный 30,10 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Измерьте внешний диаметр втулки промежуточной шестерни.
Внешний диаметр:
номинальный 29,96 - 29,98 мм
минимальный 29,80 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Найдите разность диаметров оси и внутреннего диаметра шестерни. Если зазор больше максимального, замените шестерню и/или ось.
Зазор:
Ось №1:
номинальный 0,020 - 0,062 мм
максимальный 0,20 мм
5. Измерьте зазор между упорной шайбой и втулкой шестерни.
Зазор:
Номинальный 0,058 - 0,115 мм
Максимальный 0,20 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

6. Измерьте зазор между зубьями шестерён. Для этого установите индикаторную головку на плоскость разъёма головки блока цилиндров и покачайте шестерню. Проверьте зазоры всех шестерён.
Зазор:
номинальный 0,10 - 0,17 мм
максимальный 0,30 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

7. Проверьте перепускной клапан.
а) Снимите перепускной клапан

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
Разборка и сборка блока цилиндров.
1 - головка блока цилиндров,
2 - прокладка головки блока цилиндров,
3 - резиновая проставка (только NKR),
4 - масляный поддон,
5 - маслоприёмник,
6 - крышка нижней головки шатуна,
7 - поршень с шатуном в сборе,
8 - верхний вкладыш шатунного подшипника,
9 - поршневые кольца,
10 - стопорное кольцо,
11 - поршневой палец,
12 - шатун,
13 - поршень.

б) Деревянной палочкой надавите на шарик и убедитесь, что он перемещается без затруднений

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Установите перепускной клапан в блок цилиндров. Момент затяжки 39 Н*м
8. Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника,
а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке нижней головки шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильную его сборку. Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Отверните болты крепления крышки нижней головки шатуна.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Снимите крышку, покачивая ее из стороны в сторону.
Примечание: нижний вкладыш должен остаться в крышке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

г) Очистите шатунную шейку и вкладыши,
д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на предмет наличия точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

е) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
ж) Измерьте радиальный зазор шатунного подшипника.
Измерение радиального зазора шатунного подшипника обычным методом измерения
(1) Вставьте вкладыш в крышку нижней головки шатуна. Убедитесь, что вкладыш входит в крышку подшипника с усилием.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(2) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головки шатуна и с его крышкой.
(3) Вставьте вкладыши в нижнюю головку шатуна.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(4) Установите крышку нижней головки шатуна.
(5) Затяните болты крепления.
Момент затяжки:
1 этап 39 Н*м
2 этап довернуть на 60°
3 этап довернуть на 30°

(6) Измерьте диаметр под шатунный подшипник.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(7) Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(8) Определите величину радиального зазора между шатунной шейкой коленчатого вала и шатуном. Радиальный зазор:
Номинальный 0,036 - 0,077 мм
Максимальный 0,10 мм
Измерение радиального зазора шатунного подшипника методом пластикового калибра
(1) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(2) Установите крышку нижней головки шатуна, совместив установочные метки. Момент затяжки:
1 этап 39 Н*м
2 этап довернуть на 60°
3 этап довернуть на 30°
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
(3) Снимите крышку.
(4) Измерьте ширину сплющенного пластикового калибра в наиболее широкой части и определите величину радиального зазора шатунного подшипника.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Зазор шатунного подшипника:
номинальный 0,036 - 0,077 мм
максимальный 0,10 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости прошлифуйте или замените коленчатый вал.
9. Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров. Примечание: храните поршни в сборе с шатунами, вкладыши и крышки комплектами, чтобы не перепутать их при установке.
10. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний “назад - вперед” с помощью отвертки.
Осевой зазор:
номинальный 0,104 - 0,205 мм
максимальный 0,35 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

11. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверните болты крепления крышек коренных подшипников в несколько проходов, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Снимите коленчатый вал. Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
в) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
г) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на предмет наличия точечной коррозии и царапин.
Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При не-обходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
13. Определите величину радиального зазора коренного подшипника.
а) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
б) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Установите крышку коренных подшипников.
(1) Установите болты М14.
(2) Затяните болты в несколько проходов, в указанной на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
1 проход 98 Н*м
2 проход 132 Н*м
3 проход доверните на 30° - 60°

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

(3) Установите болты М10 в крышке коренных подшипников.
(4) Затяните болты.
Момент затяжки 37 Н*м
Примечание: не вращайте коленчатый вал.
г) Снимите крышки коренных подшипников.
д) Измерьте максимальную ширину сплющенного пластикового калибра, определив по ней величину радиального зазора.
Радиальный зазор:
подшипник №3:
номинальный 0,051 - 0,086 мм
максимальный 0,11 мм
остальные:
номинальный 0,037 - 0,072 мм
максимальный 0,11 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Разборка узла “поршеньшатун”
1. Проверьте посадку соединения "поршень-поршневой палец", пытаясь перемещать поршень "взад-вперед" на поршневом пальце в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца.
При наличии заметного люфта замените весь узел.
2. Снимите поршневые кольца.
а) Специнструментом снимите оба компрессионных кольца.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Вручную снимите элементы маслосъемного кольца (скребки и расширитель кольца).
Примечание: разложите кольца в со-ответствующем порядке.
3. Отсоедините шатун от поршня,
а) Используя отвертку, снимите стопорные кольца.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Постепенно нагрейте поршень до температуры 80 - 90°С.
в) Используя молоток с пластиковой головкой и медный стержень, выбейте поршневой палец и снимите шатун.
Примечание:
- При необходимости нанесите метки на поршень и шатун, чтобы обеспечить правильность сборки.
- Не разукомплектовывайте поршень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой группы покомплектно.
Проверка состояния поршня и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень.
Примечание: не применяйте метал-лическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и гильзой цилиндра.
а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на высоте 82 мм от головки поршня и в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке. Номинальный диаметр поршня:
4HF1, 4HF1-2.... 111,947-111,960 мм 4HG1, 4HG1-T.... 114,944 - 114,959 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Измерьте диаметр гильзы на трех уровнях в продольном (X - X) и поперечном (Y - Y) направлениях, как показано на рисунке.
Номинальный диаметр гильзы:
4HF1, 4HF1-2.... 112,041 - 112,060 мм 4HG1, 4HG1-T.... 115,041 - 115,060 мм
Максимальный диаметр гильзы:
4HF1, 4HF1-2 112,20 мм
4HG1, 4HG1-T 115,20 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Найдите разность диаметров поршня и гильзы.
г) Вычислите зазор между гильзой и поршнем:
Зазор:
4HF1, 4HF1-2 0,081 - 0,113 мм
4HG1, 4HG1-T 0,081 - 0,116 мм
Если зазор больше максимального, замените все поршни и гильзы цилиндров.
Б. При необходимости выпрессуйте гильзы из блока цилиндров,
а) Установите съёмник и выпрессуйте гильзы из блока цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Подберите новые гильзы в соответствии с таблицей "Подбор гильзы цилиндра".
в) Запрессуйте новые гильзы в блок цилиндров.
(1) Установите гильзу в блок цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Таблица. Подбор гильзы цилиндра для двигателей 4HF1 и 4HF1-2.
Метка блока
цилиндров
Диаметр блока
цилиндров под гильзу, мм
Метка гильзы Наружный диаметр
гильзы цилиндра, мм
1 115,001 - 115,010 114,991 - 115,000
2 115,011 - 115,020 ЗХ 115,001 - 115,010
3 115,021 - 115,030

Таблица. Подбор гильзы цилиндра для двигателей 4HG1 и 4HG1-T.
Метка блока
цилиндров
Диаметр блока
цилиндров под гильзу, мм
Метка гильзы Наружный диаметр
гильзы цилиндра, мм
1 118,001 - 118,010 117,991 - 118,000
2 118,011 - 118,020 ЗХ 118,001 - 118,010
3 118,021 - 118,030

(2) Приложите усилие для полной установки гильзы в блок цилиндров.
Примечание:
- Метки диаметров нанесены на блок цилиндров в местах, показанных на рисунке

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

- Метке "1" на блоке цилиндров соответствует метка "1Х" на гильзе.
- Метке "2" или "3" на блоке цилиндров соответствует метка "ЗХ" на гильзе.
- При установке не используйте молоток.
- Перед установкой охладите гильзу с помощью сухого льда.
в) Проверьте выступание гильзы цилиндра относительно поверхности блока цилиндров.
Зазор 0,09-0,14 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

В. Проверте торцевой зазор "компрессионное кольцо - поршневая"
канавка”, измерив его плоским щупом, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,062 - 0,092 мм
компрессионное
кольцо №2 0,040 - 0,80 мм
маслосъёмное
кольцо 0,02 - 0,06 мм
Максимальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,20 мм
компрессионное
кольцо №2 0,15 мм
маслосъёмное кольцо 0,15 мм
Если зазор больше допустимого, за-мените поршень.

Г. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.
а) Поршнем протолкните кольцо от поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Плоским щупом измерьте зазор в замке кольца.
Зазор в замке поршневых колец:
Номинальный:
4HF1, 4HF1-2: компрессионное
кольцо №1 0,24-0,39 мм
компрессионное
кольцо №2 0,35 - 0,50 мм
маслосъемное
кольцо 0,20 - 0,40 мм
4HG1,4HG1-T:
компрессионное
кольцо №1 0,24-0,39 мм
компрессионное
кольцо №2 0,35 - 0,50 мм
маслосъемное
кольцо 0,15 - 0,35 мм
Максимальный зазор 1,5 мм
Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо. Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, замените гильзы цилиндров.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Д. Проверьте масляный зазор поршневого пальца и отверстия под поршневой палец в бобышке поршня, а) Измерьте диаметр отверстия под поршневой палец в бобышке поршня.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Измерьте диаметр поршневого пальца, как показано на рисунке. Диаметр поршневого пальца:
Номинальный 35,995 - 36,000 мм
Минимальный 35,970 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

в) Найдите разность диаметров поршневого пальца и отверстия под поршневой палец.
Зазор:
номинальный 0,004-0,017 мм
максимальный 0,04
Е. Проверьте наличие сопротивления движению при сильном нажатии на палец поршня при комнатной температуре. После проверки снимите поршневой палец.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

При необходимости замените все поршни и поршневые пальцы.
Ж. Проверьте масляный зазор поршневого пальца и шатуна,
а) Нутромером, измерьте внутренний диаметр втулки верхней головки шатуна.
Внутренний
диаметр втулки 36,012 - 36,022 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Вычтите диаметр поршневого пальца из внутреннего диаметра втулки.
Масляный зазор
номинальный 0,012 - 0,027 мм
максимальный 0,05 мм
Если масляный зазор больще чем максимальный, замените шатун и шатунный палец.
При необходимости замените втулку шатуна. После замены втулки обработайте втулку до достижения номинального зазора.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Проверьте соосность головок шатуна. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.
Изгиб на 100 мм длины
номинальный 0,05 мм
максимальный 0,2 мм
Если изгиб больше допустимого, замените шатун в сборе.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Сборка узла "поршень - шатун"
1. Соберите шатуннопоршневую группу.
а) Используя отвертку, установите новое стопорное кольцо с одной стороны в канавку бобышки поршня.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Постепенно нагрейте поршень до температуры 50 - 60 С°.
в) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в от-верстия бобышек поршня.
г) Совместите метку на поршне в сторону с меткой на шатуне, установите поршневой палец и зафиксируйте его стопорным кольцом.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

д) Установите второе новое стопорное кольцо с другой стороны отверстия бобышки поршня.
е) Проверьте вращение поршня вокруг поршневого пальца. Если шатун не опускается под собственным весом, то замените поршень, шатун и/или поршневой палец.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

2. Установите поршневые кольца.
а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.
б) Экспандером для монтажа поршневых колец установите два компрессионных кольца; причем метки "NPR" или "ТОР" компрессионных колец должны быть обращены вверх, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
1 - компрессионное кольцо №1,
2 - компрессионное кольцо №2,
3 - маслосъёмное кольцо.

Примечание: не совмещайте замки колец.
в) Убедитесь, что кольца без заеданий вращаются в пазах.
г) Установите кольца так, чтобы их замки были расположены, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
1 - компрессионное кольцо №1,
2 - компрессионное кольцо №2,
3 - маслосъемное кольцо,
4 - расширитель маслосъемного кольца.

Проверка и ремонт коленчатого вала
1. Проверьте биение коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на призмы.
б) Часовым индикатором проверьте биение коленчатого вала по центральной коренной шейке.
Биение:
номинальное 0,05 мм
максимальное 0,30 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если биение больше максимального, то замените коленчатый вал.
2. Проверьте шатунные и коренные шейки.
а) Измерьте вкладыш коренного подшипника, как показано на рисунке.
Длина вкладыша 87 мм
Если измеренная длина меньше номинального значения, то замените вкладыши коренного подшипника.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, как показано на рисунке.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Если значения диаметров выходят за пределы, указанные в таблицах "Диаметры коренных шеек коленчатого вала" и "Диаметры шатунных шеек коленчатого вала", то проверьте масляные зазоры. При необходимости, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: номера меток диаметров коренных подшипников выбиты снизу на крышке коренного подшипника и на противовесе коленчатого вала, как показано на рисунках.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
Цветовые метки вкладышей коренных подшипников коленчатого вала.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н
Цветовая метка вкладыша шатунных подшипника коленчатого вала.

Таблица. Диаметры шатунных шеек коленчатого вала.
Нижняя головка шатуна Шатунная шейка Вкладыш
шатунного
подшипника
Масляный зазор, мм
Метка Диаметр под шатунный подшипник, мм Наружный диаметр шатунной шейки, мм Цветовая метка 0,036-0,077
А 69,985 - 69,992 65,902 - 65,992 Зеленая 0,036 - 0,077
В 69,993 - 70,000 65,902 - 65,922 Желтая 0,036 - 0,070
Примечание: минимально допустимый диаметр шатунной шейки коленчатого вала составляет 65,85 мм.

в) Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и некруглость, как показано на предыдущем рисунке. Максимальная конусность и овальность 0,005 мм
При необходимости перешлифуйте шатунные и коренные шейки в ремонтный размер и подберите вкладыши ремонтного размера.
3. При необходимости, замените шес-терню коленчатого вала,
а) С помощью специального приспособления (съемника) снимите шестерню коленчатого вала.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Нагрейте шестерню коленчатого вала до 170 - 250 С°. Совместите метки на фланце коленчатого вала и шестерне как показано на рисунке. Напрессуйте её за проточку на фланце.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

Маховик
Проверка
1. Проверьте состояние поверхности контакта маховика с ведомым диском сцепления (отсутствие неравномерного износа, глубоких борозд, схватывания металла, задиров). При необходимости замените маховик.
2. Проверьте высоту "t" рабочей поверхности маховика, как показано на рисунке. Размер "t":
Кроме 4HG1-T:
номинальный 31,4 - 31,6 мм
минимальный 31 мм
4HG1-T:
номинальный 37,4 - 37,6 мм
минимальный 37 мм

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

3. Проверьте зубчатый венец маховика на отсутствие повреждения и сильного износа. Замените зубчатый венец в случае необходимости,
а) Равномерно нагрейте зубчатый венец маховика ацетиленовой горелкой или чем-либо подобным и сбейте его, равномерно ударяя молотком по периферии зубчатого венца.

ремонт ISUZU, двигатель серии 4Н

б) Нагрейте зубчатый венец маховика с помощью горелки и напрессуйте на маховик.
Таблица. Диаметры коренных шеек коленчатого вала.
Корпус подшипника в блоке цилиндров Коренная шейка № 1, 2, 4 и 5 Коренная шейка № 3 Вкладыш коренного подшипника Масляный зазор
Метка Наружный диаметр, мм. Метка Наружный диаметр, мм. Метка Наружный диаметр, мм. Цветовая метка Коренная шейка № 1,2,4 и 5, мм Коренная шейка № 3, мм
1 87,000 - 87,009 1 81,905- 81,915 1 81,890- 81,900 Черная 0,039 - 0,070 0,053 - 0,084
2 81,916- 81,925 2 81,901 - 81,910 Коричневая 0,037-0,068 0,051 -0,082
2 87,010- 87,019 1 81,905- 81,915 1 81,890 81,900 Синия 0,041 - 0,072 0,055 - 0,086
2 81,916- 81,925 2 81,901 - 81,910 Черная 0,039 - 0,070 0,053 - 0,084
Примечание: минимально допустимый диаметр коренной шейки коленчатого вала составляет 81,85 мм.