ООО "Фаворит" - ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82



2.8. ЗАДНИЙ МОСТ И ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ

2.8.1. ЗАДНИЙ МОСТ

Повышенный шум в корпусе заднего моста свидетельствует о нарушении зацепления шестерен главной передачи, износе зубьев шестерен, шлицев, подшипников конечных передач (рис. 2.8.1).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.1. Задний мост:
а - общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — рычаг переключения ВОМ;
2 - поводок;
3, 6, 29, 35, 37 — прокладки;
4 — крышка заднего моста
5 — валик управления ВОМ;
7 — крышка сапуна;
8 — пробка сапуна;
9 — фильтр сапуна;
10, 30 — манжеты;
11 — крышка стакана;
12, 15, 31 — кольца;
13 — стакан подшипников;
14 — регулировочные прокладки;
16, 19, 32 — подшипники;
17 — ведущая шестерня (левая);
18 — упорное кольцо;
20 — крышка корпуса дифференциала;
21 — упорная шайба;
22 — полуосевая шестерня;
23 — крестовина;
24 — сателлит со втулкой;
25 — ведомая шестерня главной передачи;
26 — корпус дифференциала;
27 — ведущая шестерня (правая);
28 — крышка;
33 — полуось;
34 — рукав полуоси;
36 — ведомая шестерня;
38 — корпус заднего моста;
39 — втулка;
40 — магнитная пробка

Как правило, отмеченные дефекты могут быть следствием значительных перегрузок трактора, недостаточного уровня масла в корпусе заднего моста, неправильной сборки при ремонте.
Чтобы установить конкретную причину неисправности, рекомендуется измерить суммарный боковой зазор между зубьями всей силовой передачи, (используя динамометрический ключ и люфтомер. При показаниях
люфтомера, превышающих допустимое значение, равное 7°, снимают кабину, затем крышку заднего моста (рис. 2.8.2), поддомкрачивают колесо и, проворачивая его, убеждаются в исправности шестерен конечных передач, главной передачи, дифференциала. При необходимости проводят регулировки, устраняя увеличенные зазоры. Тракторы с неисправностями дифференциала или промежуточной передачи направляют в ремонт.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.2. Снятие гидроцилиндра и крышки заднего моста:
а — вид слева;
б — вид справа;
1 — гчдроцилиндр;
2 — крышка заднего моста;
3 — болт

2.8.2. ТОРМОЗА

Увод трактора в сторону в процессе торможения и увеличенный ход педалей тормозов свидетельствуют об износе накладок тормозных дисков, нарушении регулировки механизма управления тормозами.
При возникновении указанных неисправностей проверяют полный ход падалей тормозов, который должен быть одинаковым для каждой падали и составлять 70—90 мм. В случае отклонения хода педалей от указанных значений его регулируют (рис. 2.8.3). Отпускают контргайку и, вворачивая в вилку или выворачивая из вилки регулировочный болт, доводят ход педалей до нормы.
Затем проверяют работу тормозов в движении: разгоняют трактор и резко тормозят. По отпечаткам протекторов шин замеряют тормозной путь, длина которого при исправных и правильно отрегулированных тормозах не должна превышать 7 м. В ходе проверки также определяют синхронность сра-батывания левого и правого тормозов. Если в процессе торможения трактор «уводит» в сторону, то регулируют синхронность срабатывания тормозов. Когда регулировками добиться синхронности не удается, тормоза снимают и ремонтируют (рис. 2.8.4).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.3. Регулировка хода педали тормоза:
1 — вилка;
2 — болт;
3 — контргайка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.4 Взаимное расположение деталей тормоза и управления тормозами:
1 — тормозной диск;
2 — валик;
3 — педаль;
4 - рычаги;
5 — кожух;
6 — нажимные диски

Для снятия левого тормоза предваритель- но снимают муфту блокировки дифференциала (рис. 2.8.5, 2.8.6). Для снятия правого тормоза отсоединяют правый кронштейн кабины, тяги включения ВОМ и тормозной кран (рис. 2.8.7—2.8.9).
Сняв тормоза, измеряют толщину дисков. Накладки соединительных дисков или соеди-нительные диски в сборе заменяют при износе до толщины менее 11 мм, а нажимные диски — при износе до толщины менее 10,8 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.5. Отсоединение трубопровода и снятие крышки механизма блокировки дифференциала:
1 — трубопровод;
2 — крышка;
3 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.6. Снятие муфты блокировки дифференциала:
1 — крышка диафрагмы;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.7. Отсоединение кронштейна кабины и тормозного крана:
1 — кронштейн;
2 — тормозной кран;
3 — правая задняя полуось

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.8. Снятие правого торммоза:
1 - кожух;
2 - болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.9. Снятие тормозных дисков.

2.8.3. РУКАВА ПОЛУОСЕЙ

Следы смазки на внутреннем ободе колеса или на крышке рукава полуоси свидетельствуют о разрушении или потере эластичности манжеты полуоси. Для ее замены снимают колесо, ступицу и крышку рукава полуоси (рис. 2.8.10).
Шумы и стуки в рукавах полуосей ведущих колес указывают на износ или разрушение подшипников.
Для устранения неисправности снимают колеса, топливные баки и демонтируют рукава полуосей. Доступ к левому рукаву обеспечивают, удаляя гидроаккумулятор и левый кронштейн кабины (рис. 2.8.11, 2.8.12), а доступ к правому — снимая правый кронштейн кабины в сборе с тормозным краном и пневмоперсходииком. После этого отворачивают крепежные болты и двумя технологическими болтами выпрессовывают корпус рукава.
При демонтаже каждый рукав должен быть надежно зафиксирован грузоподъемным механизмом. Выпресеовку полуоси из корпуса проводят съемником (рис. 2.8.13). Полуоси заменяют при износе посадочного места под подшипник 217 до размера менее 84,95 мм, при износе шпоночного паза. Вы- прессовка и запрессовка деталей рукавов по-казаны на рис. 2.8.14—2.8.18.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.10. Снятие ступицы, крышки и спрессовка рукава полуоси:
1 — ступица;
2 — крышка рукава;
3 — рукав полуоси;
4 — технологический болт;
5 — полуось

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.11. Отсоединение гидроаккумулятора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.12. Демонтаж левого кронштейна кабины

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.13. Выпрессовка полуоси заднего моста из рукава:
1 — полуось;
2 — рукав полуоси;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.14. Выпрессовка подшипника из рукава полуоси:
1 — подшипник;
2 — рукав полуоси;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.15. Выпрессовка подшипника из корпуса заднего моста:
1 — подшипник;
2 — корпус заднего моста;
3 — инерционный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.6. Запрессовка под-шипника в рукав полуоси:
1 — подшипник;
2 — рукав полуоси;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.17. Опрессовка крышки стакана подшипника:
1 — крышка;
2 - технологический брдт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.18. Опрессовка стакана подшипника:
1 — стакан подшипника;
2 — технологический болт

2.8.4. МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Неработоспособность механизма блокировки дифференциала может быть вызвана разрывом диафрагмы, износом дисков фрикционной муфты и блокировочного вала.

При наличии признаков неисправности муфты блокировки дифференциала (pиc. 2.8.19) снимают ее крышку и кожух. Накладки соединительных дисков заменяют при толщине менее 11,8 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.19. Взаимное расположение деталей механизма блокировки дифференциала:
1 — крышка;
2 — крышка диафрагмы;
3 — диафрагма;
4 — прокладка;
5 — нажимной диск;
6 — блокировочный вал;
7 — отжимной диск;
8 — диск;
9 — промежуточный диск;
10 — корпус блокировочной муфты;
11 — кожух

2.8.5. ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВОМ)

Заедание рычага управления валом отбора мощности и затрудненное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод свидетельствуют о неисправности механизма усиления (стакана пружины) и износе кулачковой муфты переключения.
Для определения причины неисправности механизма усиления снимают и разбирают стакан пружины (рис. 2.8.20).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.20. Снятие стакана пружины механизма усиления в сборе:
1 — установочный болт;
2 — регулировочный болт;
3 — контргайка;
4 — стопорный болт;
5 — рычаг валика переключения

При разборке стакана с установленной в нем сжатой пружиной соблюдают осторожность и операнда выполняют в определенной последовательности. Сначала переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1. Затем отпускают контргайку 3, заворачивают регулировочный болт 2 до отказа в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины, после чего придерживают стакан рукой и осторожно выворачивают регулировочный болт 2. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе. Зажимают его под прессом или в струбцине и выворачивают стопорный болт 4. Неисправные детали заменяют. Для оборки также используют пресс или струбцину.
При неисправности кулачковой муфты переключения отсоединяют коробку передач от заднего моста и заменяют изношенные детали.
Продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМ или неравномерное его вращение свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент и их износе.
Регулировку натяжения тормозных лент и рычага управления BQM проводят следующим образом. Снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до отказа регулировочные болты (рис. 2.8.22). Заворачивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и снимают механизм сервоусиления в оборе. Отсоединяют тягу от рычага управления ВОМ, выворачивают болты 8 до свободного проворачивания хвостовика ВОМ усилием руки, подсоединяют тягу к рычагу управления, при необходимости вращением вилки изменяют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Если не удается устранить неисправность, ВОМ снимают с трактора. Для этого отворачивают болты крепления задней крышки и выпрессовывают ВОМ в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). Затем снимают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и измеряют их толщину. Ленты заменяют новыми при толщине менее 2,5 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ:
1 — люк;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего моста

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.24. С прессовка ВОМ в сборе:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка

Появление шума, усиливающегося с увеличением передаваемого крутящего момента, и следы смазки на задней крышке свидетельствуют об износе шлицев вала, деталей планетарного редуктора, потере эластичности или разрушении манжет.
В этом случае ВОМ снимают с трактора. Для проверки технического состояния его заднюю крышку зажимают в тисках. Прокручивая хвостовик, осматривают зубья шес-терен и рукой проверяют перемещение хвостовика вала в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, ВОМ разбирают, дефектные детали заменяют (рис. 2.8.26).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего ВОМ:
1 — плита;
2 — крышка ВОМ;
3 — прокладка;
4 — оси;
5 — вал заднего ВОМ;
6, 8, 15, 18 — подшипники;
7 — тормозные ленты с накладками;
9 — втулка;
Ю — барабан;
11 — солнечная шестерня;
12 — водило;
13 — сателлит;
14 — ось сателлита;
16 — шестерня коромысла;
17 — стакан;
19 — стопорные кольца;
20 — вал;
21 — муфта;
22 — кожух ВОМ

Водило планетарного редуктора заменяют (рис. 2.8.27, 2.8.28) при износе отверстий под оси сателлитов до размера более 20,2 мм, износе поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.
Замене подлежат: оси сателлитов (рис. 2.8.29) при износе поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30,
2.8.31) при износе поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и износе посадочного места под наружную обойму подшипника 209 до размера более 85,12 мм; вал планетарного редуктора при износе посадочных мест до размера менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.27. Спрессовка водила в сборе:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлита

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.28. Напрессовка водила в сборе:
1 — водило;
2 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемник

При подтекший масла из-под манжет у снятого ВОМ осматривают прокладки между задним мостом и крышкой. Поврежденные прокладки заменяют.
При подтекании масла из-под хвостовика вала для замены манжет отворачивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты,
спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и т. д. Наиболее важные моменты разборки, сборки и регулировки заднего мос-та и ВОМ показаны на рис. 2.8.32—2.8.44.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — кор-пус заднего моста

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.33. Выворачивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего моста

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала:
1 — коронная шестерня;
2 — выколотка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан:
1 - подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.38. Напрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника

Боковой зазор должен быть не более 0,3 мм.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубъях шестерен главной передачи:
1 - ведомая шестерня ведомой передачи;
2 - индикатор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабан

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник