Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82



2.6. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Большой свободный ход рычага переключения передач, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости пружин фиксаторов (рис. 2.6.1).
Если неисправности обнаруживают при включении или выключении I передачи и заднею хода, то снимают боновую крышку, а затем вилку переключения. При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток. Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют.
Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8 мм.
Появление посторонних шумов в коробке передач, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.
Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку. После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие- либо перемещения валов не должны ощущаться. Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.
Стуки в коробке передач, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.
Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен. При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные детали заменяют.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6,1. Коробка передач:
а — общий вид;
б — взаимное расположение деталей;
1 — ведомая шестерня понижающего редуктора;
2 — стакан первичного вала;
3 — первичный вал;
4, 6, 3t, 34, 36„ 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца;
5, 9, 11, 16, 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники;
7 — скользящая шестерня IV и V передач;
8 — скользящая шестерня III передачи;
10 — вторичный вал;
12 — распорная втулка;
13 — ведомая шестерня II ступени редуктора;
14 — регулировочная прокладка;
15 — стакан;
17, 27 — шайбы;
18 — шестерня;
19 — корончатая гайка;
20, 41 — крышки;
21, 42 — прокладки;
22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода;
23 — ведомая шестерня IV передачи;
24 — промежуточный вал;
25 — ведомая шестерня III передачи;
26 — промежуточная шестерня;
28 — упор;
29 — ведущая шестерня I ступени редуктора;
30 — внутренний вал;
32 — крыльчатка;
35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора;
38, 52 — гнезда;
39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой;
40, 51, 57— втулки;
43 — корпус коробки передач;
44 — промежуточная шестерня заднего хода;
45 — ось промежуточной шестерни заднего хода;
46 — планка;
47 — гнездо подшипника;
49 — гайка промежуточного вала;
53 — заглушка;
56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора;
59, 61 — «маслоотражательные шайбы;
66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя;
67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;
68 — вал I передачи и заднего хода;
69 — свертная втулка;
71 — скользящая шестерня I передачи ш заднего хода

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.2. Снятие механизма переключения передач:
1 — корпус вилок переключения;
2 — корпус коробки передач;
3 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.3. Снятие стопорного кольца Промежуточной шестерни понижающего редуктора:
1 - стопорное кольцо;
2 — промежуточная шестерня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.4. Вьщрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора:
1 — шестерня;
2 — корпус коробки передач;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.5. Снятие стопорного кольца ведомой шестерни понижающего редуктора:
1 — стопорное кольцо;
2 — ведомая шестерня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.6. Выпрессовка стакана первичного вала:
1 — чного вала;
2 — первичный вал;
2 — тех-болт;
4 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.7. Снятие стопорного кольцйлщдшипника первичного вала:
1 — стопорное кольцо;
2 подшипник;
3 — первичный вал;
4 — стакан первичного вала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.8. Выпрессовка первичного вала:
1 — первичный вал;
2 — стакан;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.9. Снятие вилки переключения редуктора:
1 — вилка переключения;
2 — валик переключения

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис 2.6.10. Выпрессовка пружинного штифта внутреннего вала:
1 — гнездо внутреннего вала;
2 — корпус коробки передач

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.11. Выпрессовка внутреннего вала:
1 - гнездо внутреннего вала;
2 — корпус коробки передач

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.12. Снятие гнезда внутреннего вала и замена шлицевой втулки:
1 — гнездо внутреннего вала;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.13. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни 11 ступени редуктора:
1 - стакан;
2 - крыльчатка;
3 — корпус коробки передач;
4 - технологический болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.14. Выпрессовка ведущей шестерни II ступени редуктора из стакана:
1 — шестерня;
2 — стакан;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.15. Выпрессовка подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора:
1 — ведущая шестерня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.16. Отворачивание гайки крепления внутреннего вала:
1 — гайка;
2 — гнездо подшипника;
3 — корпус коробки передач;

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.17. Выпрессовка промежуточного вала:
1 — промежуточный вал;
2 — корпус коробки передач;
3 - съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.18. Выпрессовка подшипника промежуточного вала:
1 — подшипник;
2 — гнездо подшипника;
3 — цанга (зажим);
4 — инерционный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.19. Снятие стопорной планки оси промежуточной шестерни:
1 — стопорная планка;
2 — ось промежуточной шестерни

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.20. Выпрессовка вала I передачи и заднего хода

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.21. Спрессовка подшипника с вала I передачи и заднего хода:
1 — подшипник;
2 — вал I передачи и заднего хода;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.22. Снятие ведущей шестерни главной передачи:
1 — ведущая шестерня;
2 - болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.23. Выпрессовка стакана подшипника вторичного нала:
1 — стакан подшипника;
2 — технологический болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.24. Снятие вторичного вала:
1 - вторичный вал;
2 - ведомая шестерня II ступени редуктора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.25. Спрессовка внутренней обоймы подшипника со вторичного вала:
1 — внутренняя обойма;
2 — вторичный вал;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.26. Выпрессовка подшипника из вторичного вала:
1 — подшипник;
2 — вторичный вал;
3 — цанга;
4 — инерционный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.27. Запрессовка внутреннего вала в корпус

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.28. Напрессовка промежуточной шестерни понижающего редуктора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.29. Запрессовка подшипника во вторичный вал:
1 — подшипник;
2 — вторичный вал;
3 — наставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.30. Напрессовка внутренней обоймы конического подшипника на вторичный вал:
1 — внутренняя обойма подшипника;
2 — вторичный вал;
3 — наставка;
4 — съемник

После снятия механизма переключения (см. рис. 2.6.2) проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения (рис. 2.6.31) и т.д.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.31. Проверка бокового зазора между планками переключения передач:
1 — планки переключения;
2 — корпус вилок переключения;
3 — щупы

При налипни видимых следов износа на наконечнике рычаг переключечия заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.

Допустимые размеры деталей механизма
переключения передач, мм
Диаметр валика механизма переключения передач 24,85
Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач . 14,85
Диаметр отверстия вилки переключения под валик .... 25,08
Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы ....10,5
Толщина щек вилок переключения ....... 8,2
Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения ..... 9,3

Осевой зазор в подшипниках вторичного вала проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении (рис. 2.6.32).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.32. Проверка осевого зазора в подшипниках вторичного вала:
1 — вторичный вал;
2 — индикатор;
3 — монтажный ломик;
4 — корпус коробки передач

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала. Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 2J3.33).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.33. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала:
1 — стакан вторичного вала;
2 — регулировочные прокладки;
3 — технологические болты

После регулировки осевого зазора прове-ряют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи (рис. 2.6.34). Она должна быть в пределах 57,85—58,15 мм. Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты ведущей шестерни главной передачи.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.6.34. Проверка установочной высоты ведущей шестерни главной передачи:
1 — штангенглубиномер;
2 — линейка;
3 — ведущая шестерня