ООО "Фаворит" - ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82



2.4. ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ И ВЕДУЩИЙ МОСТ

2.4.1. ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ

Зазор в шаровом шарнире рулевой тяги, биение колеса при движении по прямой свидетельствуют об износе рабочих поверхностей шарнира.
Поворотный рычаг с конической поверхности шарового пальца спрессовывают специальным съемником (рис. 2.4.1). Палец заменяют при износе шаровой поверхности до размера менее 31,8 мм, а вкладыши — при износе поверхности отверстия до размера более 32,4 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.1. Вы прессовка шарового пальца (рулевой тяги из поворотного рычага:
1 — шаровой палец;
2 — поворотный рычаг;
3 — специальный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.2. Вывешивание передней оси:
1 — передняя ось;
2 — подставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.3. Снятие нижней втулки поворотной цапфы:
1 — нижняя втулка;
2 — поворотная цапфа

Резкие толчки и удары, передающиеся на полураму при движении по неровностям, являются следствием поломки или потери упругости пружин подвески.
Для замены пружин переднюю ось устанавливают на подставку (рис. 2.4.2), спрессовывают поворотный рычаг, вынимают цапфу и отворачивают болты крепления нижней втулки поворотной цапфы (рис. 2.4.3).
Скрипы, биение колеса указывают на износ или разрушение подшипников ступицы, на ослабление затяжки гайки конических подшипников.
Если внешним осмотром не удается выявить причину неисправности, то измеряют осевой зазор в подшипниках ступицы (рис. 2.4.4).
При величине осевого зазора более 0,5 мм его регулируют. Для этого расшплинтовывают корончатую гайку, затягивают ее до отказа и отворачивают на одну грань (20—30°). После регулировки колесо должно проворачиваться свободно без заеданий от усилия руки. Если колесо заедает или вращается неравномерно, то ступицу разбирают.
При регулировке зазора в подшипниках может быть выявлено, что ослабла затяжка корончатой гайки; в таком случае проверяют состояние конических подшипников. Отворачивают гайку, снимают шайбу (рис. 2.4.5) и специальгым еъемником стрессовывают ступицу (рис. 2.4.6).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.4. Измерение осевого зазора в подшипниках ступицы переднего колеса

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.5. Снятие шайбы крепления ступицы переднего колеса:
1 — ступица;
2 — цапфа;
3 — шайба

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.6. Спрессовка ступицы переднего колеса:
1 - ступица;
2 - цапфа;
3 - двухлапчатый съемник

В процессе осмотра ступицы перемещают обоймы подшипников в осевом направлении и пытаются провернуть их в посадочных местах. При обнаружении сколов или поломок, в случае осевого перемещения или проворачивания обойм в посадочных местах подшипники заменяют. Взаимное расположение деталей передней оси и направляющего колеса, я также некоторые операции разборки-сборки ступицы показаны на рис. 2.4.7—2.4.13.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.7. Взаимное расположение деталей передней оси:
1 — ось качания;
2 — передняя ось;
3 — кронштейн;
4 — наконечник в сборе с шаровым пальцем;
5 — труба;
6 — поворотный рычаг;
7 — втулка;
8 — цапфа;
9 — пружина;
10 — фиксатор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.8. Взаимное расположение деталей переднего направляющего колеса:
1 — манжета;
2 — обойма;
3 — подшипники;
4 — стуиица;
5 — гайка;
6 — прокладка;
7 — крышка;
8 — колесо

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.9. Выпрессовка манжеты ступицы:
1 — манжета;
2 — ступица;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.10. Вьшреесовка обоймы ступицы:
1 — обойма;
2 — ступица;
3 — инерционный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.11. Запрессовка наружной обоймы подшипника ступицы

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.12. Запрессовка манжеты ступицы

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.12. Установка пыльника

Стуки в поворотных кулаках, «рыскание» трактора при езде по прямой указывают на износ втулок цапфы.
Втулки цапфы заменяют при износе внут-ренней поверхности до размера более 50,5 мм (нижняя) и 38,6 мм (верхняя) (рис. 2.4.14).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.14. Вьшресовка верхней втулки поворотной цапфы:
1 — верхняя втулка;
2 — кронштейн;
3 — наставка

Если трактор «уводит» в сторону при движении по ровной дороге или наблюдается повышенный износ шин передних колес, про-веряют и регулируют сходимость передних колес. Для этого поворачивают руль до отказа в какую-либо сторону, а затем в противоположную сторону также до отказа, считая 'количество оборотов рулевого колеса. Далее возвращают руль в среднее положение, по-вернув его на половину ранее отсчитанных о боро т ов. Устанавливают линейку сзади колеса наконечниками в покрышку рядом с ободом на уровне оси, стрелку линейки ставят на деление шкалы «О». Вращая оба колеса при поддомкраченной передней
оси, переводят линейку в переднее положение также на уровне оси. Считывают показания линейки по шкале. Если результат выходит за пределы 6—12 мм, сходимость регулируют увеличением или уменьшением длины поперечных тяг.
При трещинах корпуса передней оси или предельном износе оси качания переднюю ось снимают в сборе и заменяют новой (рис. 2.4.15, 2.4.16). Для снятия и установки оси качания и ее втулок используют специальные съемники и приспособления (рис. 2.4.17—2.4.19). Ось качания заменяют при посадочном размере менее 49,9 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.15. Установка |подставки под переднюю ось:
1 — передняя ось;
2 — подставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.16. Выпрессовка фиксатора оси качания:
1 - передняя ось;
2 — наставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.17. Выпрессовка оси качания и ее втулки:
1 - съемник;
2 - передняя ось;
3 - ось качания;
4 - втулка оси качания.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.18. Совмещение отверстий оси качания и передней оси:
1 — ось качания;
2 — передняя ось

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.19. Отсоединение (установка) передней оси

2.4.2. ВЕДУЩИЙ МОСТ (МТЗ-82)

Появление следов смазки на фланце карданного вала и корпусе главной передачи свидетельствует о потере эластичности или разрушении манжеты ведущей шестерни.
При замене манжеты ведущей шестерни главной передачи отсоединяют карданный вал, отворачивают корончатую гайку и снимают фланец кардана. Затем отворачивают болты крепления стакана подшипников главной передачи и двумя монтажными болтами выпрессовывают его из корпуса моста. После этого 'BbinpeccoHbUBaiOT ведущую шестерню из стакана и извлекают обойму в 'сборе с манжетой (рис. 2.4.20—2.4.22).
Следы масла на внутренней поверхности обода колеса или фланца диска свидетель-ствуют о разрушении манжет оси колеса.
Для снятия стакана манжет предварительно снимают колесо и редуктор конечной передачи в сборе (рис. 2.4.23, 2.4.24). Затем отворачивают два болта крепления радиального подшипника, снимают ведомую шестерню и выпресоовывают фланец колеса (рис. 2.4.25, 2.4.26). Стакан-манжет и стакан наружной обоймы подшипника выпрессовывают с помощью двух монтажных болтов (рис. 2.4.27, 2.4.28).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.20. Взаимное расположение деталей главной передачи ведущего моста:
1 — ведущая шестерня:
2,5 подшипники;
3 — регулировочные прокладки;
4 — стакан;
6 — манжета;
7 — обойма сальника;
8 — фланец;
9 — гайка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.21. Вьшрессовка обоймы сальника ,в сборе с манжетой:
1 — обойма сальника;
2 — стакан;
3 — двухлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.22. Опрессовка внутренней обоймы подшипника с ©едущей шестерни:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.23. Снятие колеса и редуктора конечной передачи:
1 — колесо;
2 — болты крепления редуктора;
3 — редуктор конечной передачи

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.24. Взаимное располо
жение деталей редуктора конечной передачи:
1 — фланец;
2 — грязевик;
3 — корпус сальника;
4 — манжета;
5, 9, 13, 17, 20, 27, 29, 36 — подшипники;
6, 23, 31, 38, 40 — прокладки;
7 — стакан;
8, 32 — кольца;
10, 26 — регулировочные прокладки;
11. 22, 39 — крышки;
12, 37 — шестерни;
14 — шайба;
15 — пластина;
16 — гайка;
18 — вал;
19 — полуось;
21 — регулировочное кольцо;
24, 34 — корпуса;
25 — манжета;
28 — пружина;
30 — труба шкворня;
33 — рычаг;
35 - штифт;
41 — гильза

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.25. Снятие крышки редуктора конечной передачи в сборе:
1 — крышка редуктора;
2 — корпус редуктора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.26. Снятие ведомой шестерни:
1 — ведомая редуктора шестерня;
2 — крышка редуктора;
3 — подшипник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.27. Спрессовка корпуса манжеты:
1 — корпус манжеты;
2 — грязевик;
3 — технологический болт;
5 — крышка редуктора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.28. Спрессовка стакана подшипника:
1 — стакан подшипника;
2 — корпус редуктора;
3 — технологические болты;
4 — болт

Нагрев корпуса верхней конической пары колесного редуктора и отсутствие в нем смазки указывают на износ или разрушение манжеты вертикального вала.
Уменьшение хода сжатия подвески, снижение ее жесткости свидетельствуют о потере упругости пружин. Затрудненное вращение рулевого колеса на поворотах (при исправном гидроусилителе руля) указывает на выход из строя упорных подшипников или заедание телескопических соединений подвески.
Для замены деталей подвески достаточно снять колесный редуктор. При замене гильзы шкворня используют специальные съемники.
В процессе разборки заменяют вышедшие из строя детали и контролируют наиболее изнашиваемые поверхности, руководствуясь приводимыми ниже данными,

Размеры деталей подвески ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Внутренний диаметр гильзы шкворня под трубу:
номинальный gg+0,035
допустимый 88,5

Наружный диаметр трубы вертикального вала под гильзу:
номинальный 87-0,080-0,125
допустимый . . . . . 87,1

Заклинивание колес, повышенный шум в корпусе моста, чрезмерный нагрев стакана подшипников главной передачи, большое количество металлических частиц в масле, слитом из корпуса моста, указывают на разрушение или предельный износ подшипников ведущей шестерни главной передачи или дифференциала, на сколы или выкрашивание зубьев конических шестерен главной передачи.
Усиливающиеся при поворотах трактора шумы и стуки в корпусе моста, сблокированность обеих осей колес на поворотах, отсутствие блокировки колес при буксовании свидетельствуют о выходе из строя деталей дифференциала или механизма блокировки.
Для устранения отказов и неисправностей главной передачи и дифференциала вывешивают передний мост, устанавливают на подставки и снимают главную передачу. Затем проводят внешний осмотр ее деталей и, проворачивая монтажным ломиком ведомую шестерню, осмотр деталей дифференциала (рис. 2.4.29).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.29. Взаимное расположение деталей корпуса, крышки и дифференциала переднего ведущего моста:
1 — ось;
2 — корпус;
3 — регулировочные прокладки;
4 — пробка;
5 — подшипник;
6 — обойма сальников;
7 — манжеты;
8, 10 — крышки;
9 — червяк;
11 — коробка дифференциала левая;
12 — ведомый диск;
13 — ведущий диск;
14 — чашка;
15 — шестерня;
16 — сателлит;
17 — оси сателлитов;
18 — коробка дифференциала правая;
19 — ведомая шестерня;
20 — гайка

Если в процессе осмотра обнаруживаются поломки или износы деталей дифференциала, а также если необходимо заменить шестерни главной передачи, приступают к снятию дифференциала (рис. 2.4.30).
Для разборки дифференциала отворачивают болты, стягивающие коробки; при этом следует учитывать, что разукомплектовывать и менять взаимное положение коробок дифференциала не рекомендуется. Поэтому перед их рассоединением проверяют цифровую маркировку на внешних поверхностях и при необходимости восстанавливают ее (рис. 2.4.31—2.4.33).

После сборки и установки дифференциала в корпус моста проверяют осевое перемещение ведомой шестерни главной передачи (зазор в подшипниках дифференциала). При перемещении шестерни в осевом направлении показания индикатора должны находиться в пределах 0,01—0,10 мм.
Далее регулируют осевой зазор в подшипниках главной передачи (рис. 2.4.34) и дифференциала и главную передачу устанавливают в корпус моста. Затем проверяют и при необходимости регул ируют боковой зазор между зубьям и конических шестерен (рис. 2.4.35).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.30. Снятие главной передачи и дифференциала:
1 — главная передача;
2 — дифференциал;
3 — корпус

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.431. Правильное взаимное расположение коробок дифференциала:
1 — цифровая маркировка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.32. Опрессовка подшипника дифференциала:
1 — подшипник;
2 — ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.33. Опрессовка ведомой шестерни дифференциала:
1 — коробка дифференциала;
2 - ведомая шестерня;
3 — двухлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.34. Измерение осевого зазора в подшипниках ведущей шестерни главной передачи:
1 — ведущая шестерня;
2 — индикатор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.36. Проверка бокового зазора между зубьями главной передачи:
I — фланец кардана;
2 — индикатор;
3 — индикаторная стойка

Боковой зазор регулируют изменением толщины пакета прокладок, расположенных под стаканом подшипников главной передачи. При удалении части (Прокладок зазор между шестернями уменьшается, при добавлении прокладок увеличивается.
В процессе разборки заменяют вышедшие из строя детали и контролируют те поверхности, которые подвержены наиболее интенсивному изнашиванию.

Размеры деталей ведущего моста трактора МТЗ-82, мм
Номиминальный Допустимый
Наружный диаметр полуоси и вертикального вала под подшипник 5707 35±0,008 34,9
Внутренний диаметр корпуса конической пары и трубы верти-кального вала под подшипник 5707 72+0,020-0,010 72,1
Внутренний диаметр корпуса редуктора под подшипники:
208
36209К1

80+0,020-0,010
85+0,023-0,012

80,1
85,14
Наружный диаметр ведущей шестерни нижней конической пары под подшипники:
208
36209К1

40+0,020+0,003
45+0,020+0,003
39,9 44,9
Наружный диаметр фланца диска колеса под подшипники:
2310К
7212

50±0,008-0,020
60-0,020

49,9
59,9
Внутренний диаметр стакана подшипников фланца диска колеса под подшипник 7212 110-0,035 110,1

В случае замены подшипников колесного редуктора и его деталей, а также проверки его технического состояния проводят ряд контрольных нрегулировочных работ, включая контроль и регулировку подшипников фланца колеса, проверку правильности сборки верхней и нижней конических пар шестерен колесного редуктора (рис. 2.4.36).
Для проверки технического состояния подшипников снимают фланец колеса, закрепляют на корпусе редуктора штатив измерительного устройства и упирают ножку индикатора во фланец. Перемещая фланец в осевом направлении до отказа, определяют показания индикатора. При показаниях индикатора более 0,5 мм конические подшипники регулируют изменением суммарной толщины регулировочных колец (рис. 2.4.37), которые расположены между внутренними обоймами подшипников, путем подбора или обработки на токарном станке. Правильность подбора регулировочных колец без сборки редуктора можно проверить при помощи приспособления (рис. 2.4.38).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.36. Проверка правильности регулировки осевого зазора в подшипниках полуоси <или вертикального вала:
1 — подшипники;
2 — индикатор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.37. Установка регулировочных колец:
1 — регулировочные кольца;
2 — крышка редуктора конечной передачи

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.38. Проверка правильности регулировки конических подшипников фланца колеса:
1 — индикатор;
2,3 — болты;
4 — Труба

Трубу 4 приспособления упирают в торец внутренней обоймы подшипника и заворачиванием болтов 3 выбирают зазор в подшипниках. Установив индикатор 1, иак показано на рисунке, заворачивают болты 2. При наличии зазора в подшипниках крышка редуктора вместе со штативом и индикатором переместится вверх на его величину.
Чтобы проверить ир авильность сборю i или оценить техническое состояние зубьев шестерен верхней и нижней конических пар конечной передачи, измеряют боковой зазор между зубьями. Он определяется по величине перемещения болта крепления диска колеса (рис. 2.4.39).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.39. Измерение бокового зазора между зубьями конических шестерен верхней и нижней конических пар редуктора конечной передачи:
1 — редуктор конечной передачи;
2 — болт крепления диска колеса;
3 — индикатор

Поворачивая диск колеса (полуось должна быть зафиксирована), определяют суммарный зазор в шестернях конечной передачи. Если показания индикатора превышают 1,0 мм, измеряют отдельно боковой зазор в зубьях шестерен нижней конической пары. Снимают крышку редуктора (рис. 2.4.40), фиксируют вертикальный вал и повторяют измерения.
Разность первого и второго измерений соответствует зазору в зубьях верхней конической пары шестерен. Допустимая величина показаний индикатора при измерении зазора в зубьях верхней и нижней пар шестерен, определяющая возможность дальнейшей эксплуатации редуктора без регулировки — 1,0 мм. Чтобы уменьшить зазор между зубьями нижней конической пары, через технологические отверстия отворачивают болты крепления стака н а подшипников фланца колеса и двумя монтажными болтами спреесовывают стакан до освобождения двух пакетов прокладок. Часть прокладок убирают (рис. 2.4.41). При этом толщина оставшихся пакетов должна быть одинаковой.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.40. Снятие крышки верхней конической пары редуктора конечной передачи:
1 — крышка;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.41. Регулировка зазора нижней конической пары .редуктора конечной передачи:
1 — регулировочные прокладки;
2 — фланец колеса

Боковой зазор в нижней конической паре может увеличиваться из-за износа или разрушения подшипник ведущей шестерни.
Для проверки состояния подшипников снимают нижнюю крышку и рукой перемещают ведущую шестерню в осевом и радиальном наир авлеииях.
Чтобы отрегулировать зазор в зубьях шестерен верхней конической пары, выворачивают болты крепления редуктора и фланца трубы, а затем монтажными болтами выпрессовывают трубу вертикального вала из корпуса конической пары (рис. 2.4.42).
Убирая часть прокладок, уменьшают зазор в зацеплении.
Если изменением толщины пакета прокладок добиться ощутимого уменьшения зазора не удается, с помощью индикаторного приспособления измеряют осевые перемещения полуоси и вертикального вала — контролируют степень затяжки их конических подшипников. Допустимые осевые перемещения валон 0,5 мм. Осевой зазор может быть вызван самоотворачиванием круглых гаек подшинников. Зазор регулируют затяжкой круглых гаек до отказа и последующим отворачиванием их на 10—15°. Подшипники валов затянуты правильно, если осевое перемещение валов находится в пределах 0,05— 0,15 мм. После регулировки валы должны проворачиваться в подшипниках от усилия руки. Операции по разборке деталей верхней и нижней конических пар показаны на рис. 2.4.43—2.4.49.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.42. Регулировка зазора верхней конической пары редуктора конечной передачи:
1 — корпус полуоси;
2 — труба шкворня;
3 — регулировочные прокладки

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.43. Выпрессовка клиньев полуоси:
1 — клин;
2 - бородок

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.44. Выпрессовка корпуса полуоси в сборе с полуосью:
1 — корпус полуоси;
2 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.45,. Выпрессовка полуоси:
1 — полуось;
2 — корпус полуоси;
3 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.46. Спрессовка подшипников с полуоси:
1 — полуось;
2 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.47. Выпрессовка ведущей шестерни колесного редуктора:
1 — корпус редуктора конечной передачи;
2 — инерционный съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.48. Опрессовка подшипников с ведущей шестерни колесного редуктора:
1 — подшипник;
2 — ведущая шестерня;
3 — съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.4.49. Снятие крышки корпуса переднего ведущего моста:
1 — крышка;
2 — главная передача