ООО "Фаворит" - ремонт <тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82



2.3. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу.
Чтобы устранить неисправности, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм.
Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колеса используют прибор НИИАТ-402 (рис. 2.3.1),

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.1. Определение свободного хода рулевого колеса трактора:
1 — прибор НИИАТ-402;
2 — рулевое колесо;
3 — рулевая колонка

Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25—30°, допустимый — 35°.
Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30—50 Н.
Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяксектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки:
1 — лимб;
2 — стрелка-указатель;
3 — стопорный болт;
4 — регулировочная втулка червяка;
5 — червяк

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУРа:
1 — корпус ГУРа;
2 — крышка корпуса ГУРа

Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.4. Проверка зазора между упором и рейкой:
1 — рейка;
2 — щуп;
3 — упор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк— сектор установкой прокладок:
1 — корпус ГУРа;
2 — датчик блокировки дифференциала;
3 — регулировочные прокладки

Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра.
Проверка технического состояния гидросистемы управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссельрасходомер).
Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,71.
При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рлс. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУРа:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — нагнетательный трубопровод насоса;
3 — заливная горловина ГУРа

Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУРа:
а — подключение прибора;
б — схема проверки;
1 — прибор КИ-5473;
2 — входной рукав прибора;
3 — заливная горловина ГУРа;
4 — распределитель ГУРа

Основные показатели работы распределителя ГУРа при проверке прибором КИ-5473
Подача масла при Р — 5,0 МПа, л/мин:
номинальная 2
допустимая 1,2
Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
номинальное 7,5
допустимое 7,0—8,5

ремонт тракторов МТЗ 80, 82

Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремоптируют.
Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.8. Проверка и регулировка давления срабатывания предохранительного клапана:
1 — манометр;
2 — регулировочный винт с контргайкой

Для проверки пускают дизель црактора и при номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан.
Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления.
Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг,
Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних на-правляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Н*м и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт.
К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устр анению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9—2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.9. Опрессовка рулевой сошки:
1 - наставка;
2 — рулевая сошка;
3 — сливной патрубок;
4 — гайка поворотного вала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР): а — общий вид; б - взаимное расположение деталей;
1 — корпус усилителя;
2 — рейка;
3 — силовой цилиндр;
4 — поршень;
5 — предохранительный клапан;
6 — золотник;
7 — поворотный вал;
8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя;
9 — регулировочный болт поворотного вала;
10 — сектор;
11 — червяк рулевого механизма;
12 — датчик блокировки дифференциала;
13 — сливной патрубок;
14 — рулевая сошка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.11. Взаимное 'расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 — болты;
2 — крышка;
3 — пружина;
4 — золотник;
5 — толкатель;
6 — кольцо;
7, 9 — корпуса;
8 — клапан;
11 — кран

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 — трубка подвода масла;
2 — корпус ГУРа;
3 — сетчатый фильтр;
4 — редукционный клапан

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 — корпус ГУРа;
2 — поворотный вал с сектором

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятия поршня

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.21. Снятие распределителя

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала:
1 — втулка;
2 — цапфа;
3 — винт съемника

Момент затяжки более 20 Н*м.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой, гайки червяка

При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения повopотного вала.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала и секторе:
1 — метки;
2 — поворотный вал;
3 — сектор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке:
1 — метки;
2 — рейка;
3 — сектор

Момент затяжки 120 Н*м.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольноиспытательного оборудования после окончания сборки.
Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольноиспытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.

Заверните болт до касания с поворотным валом, а затем отверните его на 30—45° и зафиксируйте контргайкой.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка