ООО "Фаворит" - ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82

РЕМОНТ АГРЕГАТОВ
Дизель

Основные неисправности. Техническое состояние отдельных систем и механизмов дизеля определяют по внешним и косвенным признакам, а также с использованием средств диагностики.
Снижение мощности дизеля, чрезмерный расход картерного масла, появление большого количества газов, выходящих из сапуна, указывают на износ цилиндропоршневой группы, закоксовывание (залегание) поршневых колец.
Затрудненный пуск дизеля, перебои при работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, появление из выпускной трубы дыма черного цвета свидетельствуют о неисправностях агрегатов топливной аппаратуры, загрязненности топливных фильтров, низком давлении в системе, неплотном прилегании, прогаре седел и тарелок клапанов.
Степень загрязненности фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и максимальное давление, развиваемое топливоподкачивающим насосом, проверяют приспособлением КИ-13943 (рис. 2.1.1).
На падение мощности дизеля, снижение частоты вращения коленчатого вала влияют также загрязнение воздухоочистителя, негерметичность соединений впускного воздушного тракта, нарушение регулировки рычага управления регулятором.
Степень загрязнения элементов воздухоочистителя определяют сигнализатором, дат-чик которого установлен во впускном трубопроводе дизеля. Появление красной полосы в смотровом окне сигнализатора (или загорание сигнальной лампочки на щитке приборов кабины у тракторов выпуска с 1989 года) при работе дизеля указывает на необходимость очистки воздухоочистителя.
Герметичность впускного воздушного тракта проверяют при средней частоте враще-ния коленчатого вала дизеля, перекрыв центральную трубу воздухоочистителя. При этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае с помощью индикатора. КИ-13948 выявляют |негерметичность впускного тракта (рис. 2.1.2) и устраняют неисправность. Давление по индикатору не должно превышать 0,08 МПа.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.1. Проверка технического состояния топливоподкачивающего насоса:
1 — приспособление КИ-13943;
2 — фильтр тонкой очистки топлива.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.2. Проверка герметичности впускного воздушною тракта:
1 — индикатор КИ-13948;
2 — горловина воздухоочистителя

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.3. Проверка компрессии в цилиндрах дизеля:
1 — компрессиметр КИ-861;
2 — плита крепления

Если частота вращения коленчатого вала дизеля, определяемая по тахоспидометру, или частота вращения вала отбора мощности не соответствует номиинальным значениям, следует обратить внимание на регулировку тяги регулятора. При полном нажатии на педаль или установке рукоятки управления подачей топлива в положение «До отказа» наружный рычаг регулятора должен упираться в болт ограничителя максимального скоростного режима.
Чрезмерный расход (угар) картерного масла или большое количество газов, выходящих из сапуна, появление из выпускной трубы дыма синего цвета указывают на предельный износ цилиндропоршневой группы.
Для оценки технического состояния цилиндропоршневой группы применяют способ определения количества газов, прорывающихся в картер дизеля. Этот параметр измеряют с помощью газового расходомера КИ-4887.
При эксплуатации тракторов наблюдаются случаи, когда выходят из строя не все цилиндры. Это может быть вызвано закоксовыванием («залеганием») или поломкой поршневых колец, что неизбежно приводит к задиру рабочей поверхности гильзы цилиндра.
Сравнительную оценку технического состояния каждого цилиндра проводят, замеряя величину давления в конце такта сжатия (компрессии) при пусковых оборотах коленчатого вала с помощью компрессиметра КИ-861 (рис. 2.1.3).
Минимальное давление в конце такта сжатия у нового дизеля должно быть 2,6—2,8 МПа; давление у предельно изношенного - 1,3—1,8 МПа. Наиболее точные показатели получают при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра. Если разница между компрессией отдельного цилиндра и средним значением компрессии в остальных цилиндрах превышает 0,2 МПа, то это свидетельствует о неисправности данного цилиндра.
На снижение давления в конце такта сжатия в отдельных цилиндрах влияет нарушение герметичности сопряжения клапан — седло. Неплотность прилегания клапанов к седлам возможна из-за нарушения регулировки зазора в приводе клапана. При отсутствии зазора между клапаном и коромыслом во время рабочего хода поршня газы прорываются через неплотности и разрушают поверхность рабочих фасок клапана и его седла; в результате снижается компрессия в цилиндре и затрудняется пуск дизеля.
Выброс охлаждающей жидкости из радиатора, особенно при увеличении нагрузки на дизель, свидетельствует о пробое прокладки головки цилиндров, ослаблении затяжки стакана форсунки, появлении трещин в головке цилиндров.
Если подтягиванием болтов крепления головки цилиндров или гаек стаканов форсунок устранить дефект не удается, то головку снимают и осматривают.
Повышение уровня масла в картере дизеля указывает на нарушение герметичности уплотнений гильзы с блоком в результате появления трещин, кавитационного разрушения металла блока цилиндров, попадания в него воды из системы охлаждения и других факторов.
Пониженное или повышенное значения давления масла (по манометру) и температуры (по дистанционному термометру) указывают на низкую подачу масляного насоса, износ или разрегулировку сливного и перепускного клапанов, чрезмерный износ сопряжений кривошипношатунного механизма, неисправность клапана термостата в системе охлаждения, низкое качество масла, загрязненность центробежного масло очистителя.
Если в смазочной системе давление масла по манометру ниже 0,08 МПа, останавливают дизель, выясняют и устраняют причины снижения давления, производят подрегулировку сливного клапана центробежного масляного фильтра затяжкой его пружины, промывают детали фильтра. Если в результате давление не повысится, измеряют давление в смазочной системе дизеля устройством КИ-13936 (рис. 2.1.4) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по его показаниям судят о необходимости ремонта дизеля.
Появление посторонних шумов и стуков при работе дизеля свидетельствует о повышенном или предельном износе сопряжений его деталей.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.4. Измерение давления масла в смазочной системе дизеля:
1 — устройство КИ-13936;
2 — центробежный масляный фильтр

По достижении предельных зазоров в сопряжениях деталей в результате износа появляются динамические нагрузки и сопровождающие их стуки, прослушиваемые стетоскопом в определенных зонах и при соответствующих режимах работы дизеля (рис. 2.1.5).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.5. Схема зон вслушивания дизеля:
I — зона коренных шеек коленчатого вала;
II — зона цилиндропоршневой группы;
III — зона распределительного вала;
IV — зона распределительных шестерен;
V — зона клапанного механизма.

Звук глухого среднего тона в зоне II (передвижения поршня) сначала при минимальной, а затем при максимальной частоте вращения свидетельствует об увеличенном зазоре между поршнем и гильзой. Сильный звонкий звук металлического тона при тех же условиях проверки свидетельствует о предельном износе или подплавлении шатунного вкладыша.
Более глухой звук низкого тона, периодически прослушиваемый в зоне I (коренных шеек коленчатого вала) при номинальной частоте вращения с периодическим увеличением до максимальной, указывает на износ вкладышей коренных подшипников.
Звонкие звуки металлического высокого тона, постоянно прослушиваемые в зоне V при любой частоте вращения коленчатого вала и усиливающиеся при прогреве дизеля, указывают на увеличенные тепловые зазоры в клапанном механизме.
При увеличенном тепловом зазоре уменьшаются степень наполнения цилиндра воздухом и очистка его от отработавших газов, что влияет на мощность дизеля.
Тепловой зазор в клапанном механизме проверяют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах в конце такта сжатия. На «холодном» дизеле зазор должен быть в пределах 0,40—0,45 мм.

Глухие звуки, прослушиваемые в зоне III на блоке с правой стороны при работе дизеля на малых оборотах, свидетельствуют о больших зазорах во втулках распределительного вала.
Стуки под крышкой распределительных шестерен в зоне IV при резком изменении частоты вращения коленчатого вала указывают на значительный износ зубьев распределительных шестерен.
Если параметры техничеакопо состояния
дизеля достигли предельных значений или превышают допустимые в эксплуатации значения, то дизель разбирают для проведения технической экспертизыосмотра, микрометража сопряжений цилиндропоршневой группы и кривошипношатунного механизма, замены деталей.

Ремонт дизеля
Дизель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазор а хотябы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.6. Дизель в сборе:
1 — поддон картера;
2 — коленчатый вал;
3 — шатун;
4 — маховик;
5 — распределительный вал;
6 — блок цилиндров;
7 — головка цилиндров;
8 — крышка головки цилиндров;
9 — колпак;
10 — клапан;
11 — пружина клапана;
12 — поршень;
13 — штанга;
14 — вентилятор

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей.
В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленчатого вала.
Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос (рис. 2.1.7), крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.7. Снятие масляного насоса:
1 — нагнетательный трубопровод;
2 — масляный насос

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленчатого вала:
1 — микрометр;
2 — шатунная шейка коленчатого вала

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.
Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию рис. 2.1.9, 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.9. Снятие коленчатого вала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленчатого вала:
1 — задняя опора;
2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала дизеля Д-240
Обозначение
размерной группы
Величина
размера, мм
Н1
Н2
Д1
Р1
Д2
Р2
ДЗ
Р3
68,16—68,17
67,91—67,92
67,66—67,67
67,41—67,42
67,16—67,17
66,91—66,92
66,66—66,67
66,41—66,42

На практике, кроме ремонтных размеров (PI, Р2, РЗ), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводомизготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала п ер еш ли ф о выв а ют под дополнительны е размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ).
Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.
Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку дизеля продолжают (р'ис. 2.1.11—2.1.14): снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.13. Снятие вала коромысел в сборе и отсоединение трубопроводов

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.14 Снятие головки цилиндров

Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.15. Измерение диаметра отверстия подшипника шатуна:
1 — индикаторный нутромер;
2 — шатун в сборе с вкладышами

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.
В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике. При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.
Головка цилиндров. К основным дефектам головни (рис. 2.1.16) относят: коробление плоскости разъема; износ внутренних поверхностей направляющих втулок, paбочих фасок клапанов и седел клапанов; трещины в перемычках клапанных гнезд; прогар посадочных мест под уплотнения форсунок или их стаканов.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.16. Взаимное расположение деталей головни цилиндров:
1 — патрубок;
2 — труба;
3 — корпус сапуна;
4 — бачок;
5 — колпак;
6, 8 — прокладки;
7 — крышка головки;
9 — коромысло;
10 — ось;
11 — головка цилиндров;
12 — прокладка головки;
13 — толкатель;
14 — штанга;
15 — клапан выпускной;
16 — клапан впускной;
17 — пружины клапана;
18 — тарелка клапана;
19 — шпилька

При проведении технической экспертизы пользуются основными показателями и регулировочными данными деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма.

Основные показатели и регулировочные данные деталей головки цилиндров и газораспределительного механизма дизеля Д-240
Выступание стержня клапана, мм:
номинальное 56
допустимое 57,2
Перемещение клапана, мм:
номинальное 10,2
допустимое 9
Отклонение от плоскостности поверхности головки, мм, не более . 0,15 Утопание тарелки клапана, мм:
номинальное 0,4—0,7
допустимое 1,8
Допустимый внутренний диаметр втулки клапана, мм . . .
Допустимая сила сжатия (упругость) наружных клапанных пружин до рабочей длины 148
Рабочая длина наружной пружины, мм 54
Допустимая сила сжатия (упругость) внутренних клапанных пружин до рабочей длины, Н . . .74
Рабочая длина внутренней пружины, мм 48,5
Допустимый диаметр стержня
клапана, мм 10,85
Внутренний диаметр втулки коромысел, мм 19,02—19,05
Диаметр оси коромысел, мм . . 18,98—19,00

Утопание тарелок клапанов в гнездах головки без снятия ее с блока цилиндров можно определить по выступанию стержней всасывающих клапанов относительно поверхности головки.
Для этого поочередно устанавливают поршни в ВМТ такта сжатия и измеряют расстояние от торца стержня клапана до головки. Если выступание стержня клапана превышает допустимую величину, то это свидетельствует о предельном износе тарелок клапанов и их седел.
Одновременно можно определить степень износа кулачков распределительного вала. Для этого прокручивают коленчатый вал дизеля до полного открытия клапана (при установленном для холодного дизеля тепловом зазоре) и замеряют расстояние от торца стержня клапана до головки.
По разности расстояний, измеренных при закрытых и полностью открытых клапанах, определяют перемещение каждого клапана. Если перемещение клапана ниже допустимого значения, распределительный вал дизеля заменяют.
После этих замеров головку снимают с дизеля и подвергают дальнейшей экспертизе.
Замеряют отклонение от плоскостности поверхности головки (рис. 2.1.17).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1 17. Измерение отклонения от плоскостности поверхности головки цилиндров:
1 — поверочная линейка;
2 — головка цилиндров;
3 — щуп

Если отклонение от плоскостности превышает допустимое значение, то головку заменяют; если отклонение в пределах нормы, то проверяют состояние седел клапанов по утопанию тарелки нового клапана (рис. 2.1.18).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.18. Определение утопания тарелки клапана:
1 — клапан;
2 — головка цилиндров;
3 — штангенглубиномер

При утопании тарелки клапана более допустимого размера головку заменяют. Если утопание в пределах нормы, то головку разбирают и ремонтируют.
Сухари клапанов и клапанные пружины снимают приспособлением OP-9913 (рис. 2.1.19).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.19. Снятие сухарей клапанов и клапанных пружин:
1 — головка цилиндров;
2 — клапанная пружина;
3 — приспособление ОР-9913

Если седло клапана имеет трещины, то головку заменяют. Снятые клапаны маркируют, а затем замеряют диаметр стержня (рис. 2.1.20), проверяют биение тарелки клапана и изгиб стержня (рис. 2.1.21).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.20. Измерение диаметра стержня клапана:
1 — клапан;
2 — микрометр

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.21. Измерение изгиба стержня и биения фаски тарелки клапана

Биение фаски тарелки и изгиб стержня относительно оси клапана не должны превышать 0,03 MiM.
При наличии следов износа, прогаров, раковин на фасках клапанов рабочую поверхность фасок обрабатывают на шлифовальных станках Р-108 (рис. 2.1.22) или ОР-6686.

Фаску впускного клапана шлифуют под углом 60°, выпускного — под углом 45°. После выведения следов износа ширина цилиндрической части тарелки клапана А должна быть не менее 0,5 мм, а ширина притертой матовой полоски на фаске клапана Б — не более 2 ,мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.22. Шлифование рабочей поверхности фаски клапана

Направляющую втулку клапана заменяют при износе поверхности отверстия под стержень клапана до диаметра, превышающего допустимое значение, или при ослаблении посадки втулки в головке. Измерение диаметра отверстия направляющей втулки клапана показано на рис. 2.1.23. При замене направляющую втулку выпрессовывают (рис. 2.1.24). Новую втулку подбирают с наибольшим допуском по наружному диаметру, смазывают эпоксидным клеем без наполнителя и запрессовывают в головку специальным болтом (рис. 2.1.25).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.23. Намерение диаметра отверстия втулки клапана:
1 — индикаторный нутромер;
2 — направляющая втулка клапана;
3 - головка цилиндров

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.24. Выпрессовка направляющей втулки клапана

При запрессовке направляющей втулки выдерживают размер А = 32—33 мм от верхнего торца втулки до поверхности выточки под пружину.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.25. Запрессовка направляющей втулки клапана:
1 — направляющая втулка;
2 — клапан;
3 — головка цилиндров

После установки направляющих втулок седло клапана обрабатывают планетарношлифовальным приспособлением ОПР-1334А (рис. 2.1.26).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.26. Обработка седла клапана в головке цилиндров

При рисках, раковинах, прожогах на рабочей фаске седла первоначально фаску шлифуют до выведения следов дефекта и проверяют состояние седла по утопанию тарелки нового клапана. Если утопание не превышает допустимого размера, то седло продолжают обрабатывать.
Нижнюю кромку рабочей фаски седла в головке цилиндров обрабатывают шлифовальным кругом с углом конуса 150°, а верхнюю кромку — 60°.
Ширина рабочей фаски седла для впускных клапанов должна быть 2,0—2,5 мм, для выпускных — 1,5—2,0 мм,
После обработки тарелки клапана и седла их взаимно притирают. Если ремонту были подвергнуты все клапаны и седла, то притирку ведут на станке ОПР-1841 А.
При ремонте одного-двух клапанов притирку ведут пневм этическим приспособлением 2213 (рис. 2.1.27), используя пасту из смеси микропорошка М20 с индустриальным или моторным маслом.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.27. Притирка клапана к седлу:
1 — клапан;
2 — приспособление 2213;
3 — головка цилиндров

В процессе притирки клапан периодически вращают и приподнимают. Время от времени проверяют состояние притирающихся фасок клапана и седла. Верхняя кромка матовой полоски рабочей фаски должна располагаться на расстоянии не менее 0,5 мм от цилиндрической части тарелки клапана.
Если матовая полоска окажется значительно ниже или выше указанного расстояния, то седло снова обрабатывают шлифовальными кругами с углом конуса 60 и 150° и снова притирают клапан к седлу.
Перед сборкой клапанов проверяют длину и силу сжатия клапанных пружин на приспособлении МИП-100 (рис. 2.1.28).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.28. Измерение упругости клапанных пружин:
1 — приспособление МИП-100;
2 — клапанная пружина

Если параметры пружин выходят за допустимые значения, то пружины заменяют.
В некоторых случаях для компенсации длины и силы сжатия пружин под них устанавливают специальные шайбы, толщину которых можно определить по формуле:
для впускного клапана А = В—1,3 мм;
для выпускного клапана А = В—1,8 мм, где В — утопание клапана, замеренное после ремонта седла клапана.
После сборки клапанов выступание сухарей над плоскостью тарелки пружины должно быть не более 0,5 мм, утопание — не более 1,3 мм.
Для контроля герметичности клапанов впускные и выпускные каналы головки цилиндров заполняют керосином, который не должен просачиваться в течение 1,5 мин.
Перед установкой оси коромысел в сборе проверяют техническое состояние каждого коромысла. При наличии на бойках коромысел углублений более 0,3 мм поверхность бойка шлифуют до выведения следов дефекта. Отклонение от параллельности рабочей поверхности бойка коромысла допускается не более 0,05 мм. При необходимости проверяют диаметр отверстий втулок коромысел. Зазор между втулкой и осью коромысел допускается не более 0,15 мм.
Цилиндропоршневая группа. Детали цилиндропоршневой группы заменяют при увеличенном расходе картерного масла или повышенном проникновении газов в картер дизеля, замеренных диагностическими средствами.
Если диагностические параметры достигли значений, превышающих допустимые, то дизель разбирают.
Для проведения технической экспертизы деталей снимают головку цилиндров и поддон картера. Если после снятия головки на поверхности блока обнаружатся трещины, то дальнейшую разборку прекращают, дизель снимают с трактора и отправляют в ремонт.
При отсутствии явных дефектов демонтируют масляный насос, трубопроводы и крышки шатунных подшипников, извлекают поршни в сборе с шатунами из гильз цилиндров.
Среди деталей цилиндропоршневой группы износу наиболее подвержены: поршневые кольца, поршень, втулка верхней головки шатуна, вкладыши шатунных подшипников, гильзы цилиндров (рис. 2.1.29, 2.1.30).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.29. Взаимное расположениедеталей блока цилиндров:
1 - блок цилиндров;
2 - болт;
3 - рым-болт;
4, 10, 14 — прокладки;
5 — корпус сальника;
6 — задний лист дизеля;
7 - опора картера;
8 - крышки;
9 — крышка коренного подшипника;
11 — щит;
12 — крышка шестерен;
13 — опора;
15 — втулки;
16 — пробка;
17 — гильза цилиндра;
18 — кольца гильзы

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.30. Взаимное расположение деталей кривошипношатунной группы:
1 — поршень;
2 — поршневые кольца;
3 — поршневой палец;
4 — втулка верхней головки шатуна;
5 — шатун;
6 — коренной вкладыш;
7 — маховик;
8 — крышка шатуна;
9 — вкладыш шатуна;
10 — коленчатый вал;
11 — противовес;
12 — болт

Диаметр гильзы замеряют (рис. 2.1.31) в месте наибольшего износа верхнего пояса гильзы сначала в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, а затем в плоскости качания шатуна. Гильзу заменяют при износе ее рабочей поверхности более 0,4 мм на диаметр или при овальности и конусности, превышающих 0,06 мм.
Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между канавками поршня и поршневыми кольцами ipnc. 2.1.33).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.31. Измерение диаметра гильзы цилиндра:
I — индикаторный нутромер;
2 — гильза цилиндра;
3 — блок цилиндров

Диаметр юбки поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной к отверстию под поршневой палец (рис. 2.1.32).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.32. Измерение диаметра юбки поршня:
1 - микрометр;
2 - поршень

Кроме диаметра юбки, у поршня контролируют зазоры по высоте между канавками поршня и поршневыми кольцами ipnc. 2.1.33).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.33. Измерение зазора между канавкой поршня и поршневым кольцом:
1 — кольцо;
2 — поршень;
3 — пластинчатый щуп

Если зазор между канавкой поршня и новым поршневым кольцом превышает допустимый размер, поршень заменяют.

Основные показатели цилиндропоршневой группы
Зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра, мм:
номинальный 0,18-0,20
допустимый 0,26
Зазор в замке поршневых колец, мм:
номинальный 0,40—0,80
допустимый 4
Зазор по высоте между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм:
номинальный
- для компрессионных колец . 0,08—0,12
- для маслосъемных колец .. 0,05—0,09
допустимый 0,3

Цилиндропоршневую группу в сборе заменяют при зазоре (разности диаметров) между юбкой поршня и гильзой, превышающем допустимое значение.
Гильзы из блока выпресеовывают специальным съемником (рис. 2.1.34).
Если диаметры гильзы и поршня в пределах нормы, рекомендуется выпрессовать гильзу из блока, повернуть ее вокруг оси на 90°, так как гильза и поршень более всего изнашиваются в плоскости качания шатуна, и запрессовать щльэу в блок,

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.34. Выцрессовка гильзы из блока цилиндров:
1 — гильза цилиндра;
2 — съемник;
3 — блок цилиндров

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке кольца превышает допустимое значение при установке кольца в неизношенную верхнюю часть гильзы.
Перед сборкой цилиндропоршневой группы проверяют параметры поршневого пальца, шатуна и состояние втулки верхней головки шатуна. Втулку заменяют при увеличении диаметра отверстия под поршневой палец или ослаблении посадки в верхней головке шатуна. Поршневой палец и втулку верхней головки шатуна заменяют при зазоре между пальцем и втулкой более 0,06 мм. Палец заменяют при овальности и конусности более 0,02 мм.
Изгиб и скручивание шатуна проверяют на приборе КИ-724 (рис. 2.1.35).
Изгиб шатуна не должен превышать 0,08 мм, скручивание — 0,12 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.35. Измерение шатуна на изгиб и скручивание:
1 — прибор КИ-724;
2 — шатун

При сборке шатуна в его верхнюю головку вначале запрессовывают втулку (рис. 2.1.36).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.36. Запрессовка втулки в верхнюю головку шатуна:
1 — втулка;
2 — пресс;
3 — шатун

Чтобы подогнать отверстие втулки верхней головки шатуна под поршневой палец, его обрабатывают регулируемой разверткой или раскаткой. Зазор между отверстием втулки верхней головки шатуна и поршневым пальцем должен быть не более 0,03 мм.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены с высокой точностью. Необходимый диаметральный зазор при неизменной постели подшипника обеспечивается соответствующим и диаметрами шеек коленчатого вала. Поэтому вкладыши при ремонте дизеля заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Не допускаются: замена одного вкладыша из пары; опиливание или шабрение стыков вкладышей либо крышек подшипников; установка прокладок между вкладышами и постелью, между крышкой и шатуном. При замене размерная группа вкладышей должна соответствовать размерной группе шеек коленчатого вала.
Перед установкой новых деталей цилиндропоршневой группы их подбирают по размерным группам. Гильзы цилиндров сортируют на размерные группы по внутреннему диаметру, а поршни — по наружному диаметру юбки в нижней части. Поршни и гильзы цилиндров, устанавливаемые на один дизель, должны быть одной размерной группы.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.38. Запрессовка гильзы цилиндра винтовым приспособлением:
1 — приспособление;
2 — блок цилиндров;
3 — гильза цилиндра

По окончании запрессовки измеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис. 2.1.39). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065—0,165 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.39. Проверка выступания бурта гильзы цилиндра:
1 — индикатор;
2 — гильза цилиндра;
3 — блок цилиндров

В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы.
При подборе поршней обращают внимание на размерные группы поршневых пальцев; их внутренняя поверхность и бобышка поршня маркированы краской.
Поршни и поршневые пальцы подбирают одной размерной группы, что подтверждается одинаковой маркировкой.
Поршневой палец запрессовывают в поршень, предварительно нагрев поршень в масле до температуры 70—80° С.
Разность между массами шатунов в сборе с поршнями, устанавливаемых на один дизель Д-240, не должна превышать 15 г.
Упругость поршневых колец проверяют на приспособлении МИП-100 (рис. 2.1.40).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.40. Проверка упругости поршневых колец:
1 — поршневое кольцо;
2 — приспособление МИП-1000

При зазоре в замках, равном 0,3—0,6 мм (рис. 2.1.41), упругость колец не должна превышать: первого (верхнего) — 60—82 Н, второго и третьего — 58—78 Н.
Поршневые кольца на поршень устанавливают в определенном порядке с использованием приспособления, которое предохраняет кольца от случайных поломок (рис. 2.1.42).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.41. Измерение зазора в замке поршневого кольца:
1 — пластинчатый щуп;
2 — поршневое кольцо

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.42. Установка поршневого кольца:
1 — поршень;
2 — приспособление;
3 — поршневое кольцо

Кольца, установленные в канавки поршня, должны свободно перемещаться при поворачивании поршня и утопать в канавках под действием собственной массы.
Замки первого и третьего поршневых колец располагают в канавках поршня под углом 180° относительно замков второго и четвертого колец. Поршень в сборе с кольцами и шатуном обильно смазывают дизельным маслом и посредством конусной оправки (рис. 2.1.43) устанавливают в гильзу цилиндра, слегка постукивая по днищу поршня рукояткой молотка (рис. 2.1.44).
Болты шатунных подшипников затягивают динамометрическим ключом в два-три приема.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.43. Конусная оправка для установки поршня:
1 — поршень;
2 — оправка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.44. Установка поршня с шатуном в блок цилиндров:
1 — блок цилиндров;
2 — поршень;
3 — оправка

Регулировочные данные при сборке дизеля Д-240
Момент окончательной затяжки гаек крепления головки цилиндров, Н*м 150—170
Момент затяжки шатунных подшипников, Н*м 140—160
Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла (тепловой зазор) на холодном дизеле, мм .... 0,25—0,30

Поршень при нахождении в ВМТ не должен выступать выше поверхности блока более чем на 0,5 мм.
После установки цилиндропоршневой группы и крышек шатунных подшипников устанавливают масляный насос, его нагнетательные и всасывающие трубопроводы и закрывают поддон картера. Прокладку картера с двух сторон смазывают графитной пастой (40% графитного порошка и 60% дизельного масла) или герметиком «Эластосил 137-83»; в цилиндры заливают по 30—50 г дизельного масла. Прокладку головки цилиндров с обеих сторон также смазывают графитной пастой. Болты крепления головки затягивают динамометрическим ключом
(рис. 2.1.45) в определенной последовательности (рис. 2.1.46) в два-три приема. Затем устанавливают штанги и оси коромысел в сборе с коромыслами.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.45. Затяжка болтов крепления головки цилиндров:
1 — динамометрический ключ;
2 — головка цилиндров

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.46. Порядок затяжки болтов крепления головки цилиндров

Тепловые зазоры регулируют (рис. 2.1.47) в соответствии с порядком работы цилиндров 1-3-4-2.

Тепловой зазор в холодном состоянии дизеля должен быть 0,25—0,30 мм.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.47. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме:
1 — пластинчатый щуп

Момент затяжки гаек крепления головки цилиндров и тепловые зазоры в клапанном механизме должны соответствовать регулировочным данным при сборке дизеля Д-240.
Уплотнения коленчатого вала. Чтобы заменить манжету заднего уплотнения коленчатого вала, предварительно снимают муфту сцепления и маховик (рис. 2.1.48, 2.1.49).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.48. Отворачивание болтов крепления маховика;
1 — маховик;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.49. Спрессовка маховика:
1 — задний лист;
2 — трехлапчатый съемник;
3 — маховик

После снятия корпуса уплотнения коленчатого вала со стороны заднего листа (рис. 2.1.50) ступенчатой оправкой выпрессовывают манжету.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.50. Снятие корпуса уплотнения коленчатого вала:
1 — корпус уплотнения;
2 — задний лист дизеля;
3 — болт

При замене манжеты переднего уплотнения коленчатого вала снимают переднюю крышку дизеля (рис. 2.1.51).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.51. Снятие передней крышки дизеля:
1 — передняя крышка;
2 — болт

2.1.1. ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА

В процессе эксплуатации дизеля могут появиться следующие признаки неисправностей топливной аппаратуры: дизель не пускается, не развивает нормальной мощности, неустойчиво работает или работает с дымным выпуском.
Указанные признаки во многом обусловливаются нарушением подачи топлива.
Причинами нарушения подачи топлива могут быть: образование воздушных пробок в топливопроводах, головке топливного насоса, фильтрах; сильный износ плунжерных пар топливного насоса, распылителей форсунок; нарушение регулировки топливного насоса или неправильная установка его на дизеле.
Появление дыма черного или серого цвета из выхлопной трубы дизеля указывает на неполное сгорание топлива, пропуски вспышек в цилиндрах, неправильную установку начала подачи топлива топливным насосом.
Неполное сгорание может вызываться как избытком топлива, попадаемого в цилиндр, так и недостатком воздуха. Оно наблюдается также при плохом распиливании топлива форсунками, применении топлива несоответствующего сорта, позднем впрыске топлива в цилиндры дизеля.
Внешними приэнаками ухудшения работы форсунок являются дымный выпуск, перебои в работе и снижение мощности дизеля.
Для проверки форсунок устанавливают такой режим работы дизеля, при котором наиболее отчетливо слышны перебои. Затем ослабляют поочередно накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к штуцерам топливного насоса. Если частота вращения коленчатого вала после ослабления затяжки гайки не изменяется, то проверяемая форсунка неисправна. Если давление подъема иглы форсунки (давление впрыска) будет меньше нормального в результате изменения жесткости пружины или появления утечек в сопряжении гильза—плунжер, то продолжительность впрыска топлива увеличится, а качество распиливания снизится. При давлении подъема иглы больше нормального или заедании иглы в нижнем положении продолжительность впрыска и количество попадаемого в цилиндр топлива уменьшатся, что также влияет на пусковые качества дизеля.
Форсунки снимают с дизеля и регулируют на приборе КИ-562, КИ-3333 или КИ-15706 на давление впрыска 17,8—18,5 МПа.
Давление впрыска и герметичность форсунок можно определить, не снимая их с дизеля. Для этого используют приспособление КИ-16301А и автостетоскоп (рис. 2.1.52).
Приспособление подключают к испытуемой форсунке, предварительно отсоединив топливопровод высокого давления, и рукояткой создают принудительную подачу топлива.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.l.52. Определение давления впрыска и герметичности форсунки:
1 — форсунка;
2 — приспособление КИ-163*0Я А

Давление впрыска устанавливают вращением винта форсунки. Если давление не регулируется, то это указывает на заедание иглы в корпусе распылителя. В качестве распыливания судят по характерному щелчку, прослушиваемому с помощью автостетоскопа. Наличие такого щелчка свидетельствует о четкой посадке иглы в седло распылителя в момент окончания «впрыска.
Выброс охлаждающей жидкости из пароотводной трубки радиатора может свидетельствовать о нарушении герметичности уплотнений стакана форсунки, пробое и трещинах в головке цилиндров.
Стакан форсунки удаляют из головки блока, предварительно нарезав резьбу М24Х2,0 на внутренней поверхности стакана и используя приспособление, состоящее из кронштейна с силовым винтом и гайкой. Приспособление устанавливают на шпильки форсунки (рис. 2.1.53—2.1.55).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки:
1 — головка цилинров;
2 — стакан форсунки;
3 — метчик М24Х2,0

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.54. Нарезание резьбы в стакане форсунки:
1 — головка цилинров;
2 — стакан форсунки;
3 — метчик М24Х2,0

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.55. Выпрессовка стакана форсунки из головки цилиндров:
1 — приспособление для выпрессовки стакана форсунки;
2 — стакан форсунки;
3 — головка цилиндров

Затрудненный пуск дизеля может быть вызван наличием воды в топливе, низкой температурой смеси в конце такта сжатия, недостаточной для воспламенения топлива.
Другими причинами затрудненного пуска дизеля могут быть нарушения регулировки угла опережения начала подачи топлива и износ плунжерных пар топливного насоса высокого давления. Количество подаваемого в цилиндры топлива и четкая работа форсунок обусловлены техническим состоянием плунжерных пар топливного насоса. Для проверки технического состояния плунжерных пар используют приспособление КИ-16301А (рис. 2.1.56).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.56. Проверка технического состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса:
1 — приспособление КИ-16301 А;
2 — топливный насос

Приспособление подключают к штуцерам насосных секций топливного насоса, предварительно отсоединив топливопроводы высо-кого давления. Если при прокручивании коленчатого Вала дизеля пусковым устройством развиваемое давление составит не менее 30 МПа, то плунжерная пара исправна. Герметичность нагнетательного клапана проверяют по времени падения давления с 15 до 10 МПа; время падения должно быть не менее 10 с. Если показания манометра прибора ниже приведенных значений, топливный насос снимают с дизеля (рис. 2.1.57, 2.1.58) и заменяют.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.57. Демонтаж топливного насоса:
1 — топливный насос;
2 — компрессор;
3,5 — топливопроводы;
4 — тяга управления насосом

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.58. Отворачивание болтов крепления топливного насоса (вид спереди):
1 — крышка шестерни привода топливного насоса

Появление из выхлопной трубы дыма серого цвета при работе дизеля без нагрузки и появление дыма черного цвета при увеличении нагрузки свидетельствуют о поздней подаче топлива в цилиндры.
Жесткая» работа дизеля, сопровождаемая резкими стуками, и появление из выхлопной трубы дыма черного цвета с увеличением нагрузки указывают на раннюю подачу топлива в цилиндры.
Момент начала подачи топлива секциями, по которому судят об угле начала впрыска топлива в цилиндры, один из важных параметров, влияющих не только на мощностные и экономические показатели, но и на пусковые качества дизеля.
После установки нового или отремонтированного топливного насоса на дизель регулируют угол начала впрыска топлива. Для этого выворачивают установочный болт-шпильку из резьбового отверстия заднего листа дизеля и вставляют ненарезайной частью в то же отверстие до упора в маховик (рис. 2.1.59). Проворачивают коленчатый вал за болт крепления шкива привода вентилятора (рис. 2,1.60) до совпадения установочного болта-шпильки с отверстием в маховике; при этом клапаны первого цилиндра должны быть закрыты. Данное положение коленчатого вала соответствует углу опережения начала подачи топлива, равному 26° до ВМТ.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.59. Установка болта-шпильки:
1 - задний ист дизеля;
2 - болт-шпилька

Установка болта-шпильки производится одновременно с проворачиванием коленчатого вала.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.60. Проворачивание коленчатого вала дизеля

На штуцер первой секции топливного насоса устанавливают приспособление — моментоскоп КИ-4941 (рис. 2.1.61). Открывают крышку шестерни привода топливного насоса, отгибают усики стопорной пластины и отворачивают болты крепления фланца привода кулачкового вала насоса к шестерне (рис. 2.1.62).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.61. Установка моментоскопа:
1 — топливный насос;
2 — моменто-скоп

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.62. Отворачивание болтов крепления фланца привода кулачкового вала насоса:
1 — шлицевый фланец;
2 — стопорная пластина

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.63. Проворачивание вала топливного насоса

Прокачивают систему питания ручным насосом до выхода топлива без пузырьков воздуха из сливной трубки фильтра. Устанавливают рычаг подачи топлива в положение полной подачи и несколько раз проворачивают вал топливного насоса по часовой стрелке до заполнения топливом трубки моментоскопа (рис. 2.1.63).
Слегка встряхивают трубку для удаления из нее части топлива и осторожно проворачивают вал насоса по часовой стрелке до момента начала подъема уровня топлива (мениска) в стеклянной трубке моментоскопа.
Удерживая ключом болт вала насоса от самопроизвольного проворачивания, находят на шлицевом фланце отверстия, совпадающие с отверстиями шестерни, ввертывают болты крепления и фиксируют их стопорной пластиной.
После установки крышки шестерни привода насоса регулируют осевой зазор шестерни привода топливного насоса болтом 1 (рис. 2.1.64). Отпустив контргайку, ввертывают регулировочный болт до упора, затем отвертывают его на пол-оборота и законтривают гайкой.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.64. Регулировка осевого зазора шестерни привода топливного насоса:
1 — регулировочный болт;
2 — контргайка

2.1.2. ПУСКОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

На дизеле Д-240Л трактора МТЗ-80Л установлен пусковой двигатель ПД-10У мощностью 7,37 кВт (рис. 2.1.65, 2Л.66).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис 2.1.65. Общий вид пускового двигателя ПД-10У:
1 — механизм передачи и включения пускового двигателя;
2 — воздухоочиститель;
3 — головка цилиндра;
4 — свеча;
5 — цилиндр;
6 — поршень;
7 — палец поршня;
8 — шатун;
9 — стартер;
10 — маховик;
11 — щека

Снижение мощности пускового двигателя, сопровождаелюе уменьшением частоты вращения его коленчатого вала и характеризуемое падением компрессии (давления в цилиндре), указывает на износ цилиндропоршневой группы.
Компрессию проверяют компрессиметром КИ-861 при прокручивании коленчатого вала стартером на прогретом двигателе. Величина компрессии должна быть не менее 0,45 МПа. Снижение компрессии до 0,3 МПа указывает на предельный износ цилиндропоршневой группы или на пригорание и закоксовывание поршневых колец.
Перебои в работе двигателя и потеря мощности могут определяться неиспрарностями системы питания, чрезмерно малой или большой величиной зазора между электродами свечи зажигания, а также между контактами прерывателя магнето, установкой слишком позднего или раннего зажигания.
Затрудненный пуск двигателя указывает на недостаточную компрессию в цилиндре, нарушение герметичности уплотнений картера и коленчатого вала, размагничивание ротора магнето.
Замедленное прокручивание коленчатого вала дизеля при номинальной частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя свидетельствует о пробуксовке сцепления вследствие износа его дисков, о пробуксовке обгонной муфты при износе ее роликов или фигурной втулки.
Преждевременное отключение пускового двигателя вызывается ослаблением или поломкой пружин толкателя, автомата отключения ведущей шестерни, износом выступов грузов или выступов шайбы втулки толкателя.
Скреоюет ведущей шестерни при включении и правильно отрегулированном механизме включения свидетельствует о короблении дисков сцепления (сцепление «ведет»), поломке пружин разжима дисков.
Техническое состояние пускового двигате-ля можно определить, замеряя максимальную частоту вращения его коленчатого вала при прокручивании коленчатого вала дизеля. В этом случае двигатель прогревают до нормального теплового состояния и с помощью тахометра определяют максимальную частоту вращения коленчатого вала без нагрузки (на холостом ходу).

Основные показатели, номинальные и допустимые
размеры деталей пускового двигателя ПД-10У
Частота вращения коленчатого вала, мин-1:
на холостом ходу .... 3900—4200 под нагрузкой при прокручивании коленчатого вала дизеля . 3500—3800 Диаметр цилиндра, мм:
номинальный 72,00—72,03
допустимый 72,17
Диаметр поршня, мм:
номинальный 71,79'—71,82
допустимый 71,5
Зазор между кольцом и канавкой поршня, мм 0,23
Толщина дисков сцепления, мм:
ведомого или ведущего . . . 7,5
прижимного 5,5

Заниженная частота вращения на холостом ходу является следствием засорения воздухоочистителя, нарушения регулировки карбюратора, неисправности свечи зажигания, неправильной регулировки пружины регулятора частоты вращения.
Если максимальная частота вращения на холостом ходу находится в пределах нормы, то проверяют частоту вращения коленчатого вала пускового двигателя при прокручивании коленчатого вала дизеля с выключенной подачей топлива.
Если частота вращения при прокручивании коленчатого вала дизеля и исправных системах питания и зажигания ниже указанного предела, то это свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы пускового двигателя.
Поршень, поршневые кольца, цилиндр за-меняют, как правило, без снятия пускового двигателя с трактора.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.66. Взаимное расположение корпусных деталей (а) и деталей кривошипношатунного механизма (б) пускового двигателя:
1, 14 — плиты;
2, 10, 15, 17, 19 — прокладки;
3 — кронштейн;
4, 5 — патрубки;
6 — головка цилиндра;
7 — свеча;
8 — наконечник;
9 — провод;
11 — цилиндр;
12 — передний кожух;
13 — задний кожух;
16 — задний картер;
18 - передний картер;
20, 21, 36 — шестерни;
22 — палец;
23, 24, 32 — подшипники;
25 — передняя полуось;
26 — втулка шатуна;
27 — палец поршня;
28 — поршень;
29 - кольца;
30 — шатун;
31 — задняя полуось;
33 — втулка;
34 — маховик;
35 — щеки

Предварительно отсоединяют тросики управления и рукава системы охлаждения (рис. 2.1.67). Затем снимают (головку, цилиндр двигателя и проводят техническую экспертизу деталей цилиндропоршневой группы.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.67. Демонтаж тросиков управления и рукавов системы охлаждения:
1 — тросик управления;
2 — рукава системы охлаждения

Цилиндр, поршень и поршневые кольца заменяют, если разность диаметров цилиндра (в зоне наибольшего износа) и юбки поршня превышает 0,4 мм, а овальность и конусность цилиндра превышают 0,09 мм (рис. 2.1.68, 2.1.69).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.66, Измерение диаметра юбки поршня микрометром

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.69. Измерение диаметра цилиндра индикаторным нутромером

Поршневые кольца заменяют, если зазор в замке превышает 3,5 мм или если зазор между кольцом и канавкой поршня больше 0,55 мм. При сборке поршня зазор между кольцом и канавкой поршня должен быть не более 0,23 мм.
Зазор в замке поршневых колец, установленных в цилиндр, должен быть 3,15—3,30 мм. Кольца должны свободно перемещаться и утопать в канавках поршня под действием собственной массы.
При установке цилиндра на поршень используют обжимку для сжатия колец, изготовленную из металлической ленты (рис. 2.1.70).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82 ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.70. Установка цилиндра на поршень:
1 — поршень;
2 — обжимка;
3 — цилиндр пускового двигателя

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис, 2.1.71. Взаимное расположение деталей механизма передачи и включения пускового двигателя:
1 — нажимной упор;
2, 8, 17, 44 — подшипники;
3 — нажимной диск;
4 — упругий упор;
5 — палец;
6 — ступица;
7 — плунжер;
9, 14, 18, 21 — втулки;
10 — ролик;
11 — ведомый диск;
12 — ведущий диск;
13 — прижимной диск;
15 — ведущий барабан с зубчатым колесом;
16, 19 — кольца;
20 — манжета;
22 — корпус;
23 — специальная шайба;
24 — зубчатое колесо;
25 — груз;
26 - держатель;
27 — шайба;
28 — толкатель;
29 — 'пружина толкателя;
30, 33 — пружины;
31, 40 — рычаги;
32 — вал редуктора;
34 — поводок;
35 — щгифт;
36, 41 — валики;
37, 38, 42 — крышки;
39 — валик рукоятки;
43 — стопорная шайба

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.72. Снятие крышки механизма включения:
1 — крышка;
2 — корпус механизма

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.73. Отворачивание гайки вала механизма включения:
1 — гайка;
2 — крышка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.74. Вьшрессовка вала в сборе из крышки:
1 — крышка;
2 — выколотка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.75. Снятие ступицы, ведущего, ведомого и прижимного дисков:
1 - ступица;
2 - ведомый диск;
3 - ведущий диск;
4 - прижимной диск

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.75. Спрессовка подшипника с вала:
1 - подшипник;
2 - вал;
3 - съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис 2.1.77. Разборка автомата выключения:
1 — гайка крепления втулки толкателя;
2 — толкатель;
3 — держатель грузов

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.78. Выщрессовка втулки ведущего барабана:
1 — втулка;
2 — барабан;
3 — цанговый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.79. Установка механизма включения в корпус:
1 — втулка подшипника;
2 — лыска;
3 — штифт;
4 — корпус механизма

После сборки пусковой двигатель и редук-тор обкатывают без нагрузки и с нагрузкой.
При отсутствии испытательного стенда в мастерской обкатку пускового двигателя и редуктора можно проводить непосредственно на тракторе.
«Горячую» обкатку пускового двигателя без нагрузки проводят в течение 2 мин при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200—2450 мин-1 и по 3 мин при частоте вращения 3350 и 3900—4000 мин-1.
Обкатку ведут на смеси бензина А-72, А-76 (15 частей) и дизельного масла (1 часть).

Нагрузку пусковому двигателю в процессе обкатки создают путем прокручивания ко-ленчатого вала дизеля при выключенной подаче топлива в течение 3 мин и частоте вращения коленчатого вала пускового двигателя 3750 мин-1, а затем в течение 5 мин при частоте вращения 4500 мин-1.
В процессе обкатки проверяют работу редуктора и механизма сцепления. Течь топлива, масла и воды, а также прорыв газов в местах стыковок корпусных деталей двигателя не допускаются.

2,1.3. КОМПРЕССОР

Отсутствие давления воздуха в пневмосистеме указывает на нарушение герметичности клапанов компрессора, проскальзывание приводных ремней на шкиве.
Если увеличением натяжения ремней не удается достичь ‘нормального давления в пневмосистеме, а утечки воздуха не обнару
жены, ком,прессор снимают с дизеля, разбирают и проверяют техническое состояние его деталей.
Ори снятии компрессора отсоединяют всасывающий, нагнетательный и масляный трубопроводы (рис. 2.1.80), отворачивают три гайки и болт крепления (рис. 2.1.81).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.80. Отсоединение трубопроводов:
1 — нагнетательный трубопровод;
2 — всасывающий трубопровод

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.81. Отсоединение компрессора от дизеля:
1 — компрессор;
2 — дизель;
3 — гайка

Для проверки технического состояния клапанов компрессора отворачивают штуцер и пробку, вынимают корпус и извлекают пружину клапана (рис. 2.1.82, 2.1.83).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.82. Извлечение корпуса клапана из головки цилиндра компрессора:
1 — корпус клапана;
2 — головка цилиндра компрессора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.83. Извлечение пружины клапана из головки цилиндра компрессора:
1 — пружина клапана;
2 — головка цилиндра компрессора

Изношенные или поврежденные клапаны заменяют. Клапаны с двусторонней шлифованной поверхностью можно перевернуть. Новые клапаны притирают, притертые поверхности тщательно промывают в керосине или дизельном топ л и ве. Пр и необходимости меняют и пружины клапанов.
Пониженное давление может вызываться износом деталей двлиадропоригневой группы компрессора (рис. 2.1.84). Признаком износа является повышенное содержание масла в конденсате вследствие износа поршневых колец и уплотнений коленчатого вала. Появле
ние стуков в зоне движения поршня свидетельствует о его износе, а в зоне коленчатого вала — об износе биметаллических вкладышей шатунного подшипника или износе игольчатого подшипника шейки коленчатого вала. *

* На дизели Д 2-10 до 1988 г. устанавливались два типа унифицированных комп - рессоров: А-29.0Д.ООО. и 60.143.0000, различающихся конструкцией шатунного подшипника, деталями цилиндропоршневой группы и клапанов головки цилиндра.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82 ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.84. Компрессор:
а — общий вид;
б — взаимное расположение деталей;
1 — картер;
2, 4 — прокладки;
3 — цилиндр;
5 — головка цилиндра;
6 — седло клапана;
7 - пружина клапана;
8 — корпус клапана;
9 — пробка;
10 — крышка;
И — .маслопровод;
12 — ось;
13 — втулка;
14 — шестерня;
15 — коленчатый вал;
16 — вкладыш шатуна;
17 — крышка шатуна;
18 — подшипник;
19 — шатун;
20 — втулка;
21 — палец;
22 — порщень;
23 — маслосъемные кольца;
24 — компрессионные кольца;
25 — специальный болт

Для устранения указанных неисправностей разбирают компрессор (рис. 2.1.85—2.1.88) и подвергают детали экспертизе с целью определения технического состояния.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.85. Снятие цилиндра:
1 - цилиндр;
2 - гайка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.86. Снятие поршневого кольца:
1 - поршневое колльцо;
2 - поршень

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.87. Снятие стопорного кольца поршневого пальца

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.88. Выпрессовка поршневого пальца:
1 — поршень;
2 — шток гидропресса

Индекаторным нутромером можио заменить внутренний диаметр цилиндра (72,00— 72,03 мм), а микрометром — наружный диаметр юбки поршня (71,86—71,89 мм). Размеры даны для компрессора А-29.01.000.
Зазор в замке кольца, установленного в цилиндр, должен быть не более 1,2 мм; торцовый зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня — не более 0,4 мм.
Если наблюдается значительная амплитуда качания верхней головки шатуна в плоскости, параллельной оси коленчатого вала, заменяют шатунный подшипник.
Операции замены шатунного подшипника с неразъемной нижней головкой шатуна показаны на рис. 2.1.89—2.1.95.


ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.89. Отворачивание болтов крепления крышки

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.90. Снятие крышки компрессора

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.91. Вьшрессовка кривошипношатунного механизма «из корпуса

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.92. Опрессовка подшипников коленчатого вала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.93. Снятие стопорного кольца;
1 — стопорное кольцо;
2 — коленчатый вал

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.94. Снятие шатуна:
1 — шатун;
2 — коленчатый вал

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.95. Снятие игольчатого подшипника с коленчатого вала:
1 — игольчатый подшипник;
2 — коленчатый вал

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2,1.96. Снятие рычага включения привода

В случае замены деталей механизма привода снимают рычаг и выпрессовывают ось привода (рис. 2.1.96, 2.1.97).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.97. Выпрессовка оси привода:
1 — фиксатор;
2 — ось привода

При оборке устанавливают цилиндр на корпус картера и затягивают головку дина-мометрическим ключом в два приема моментом 12—17 Н*м.

2.1.4. ВОДЯНОЙ НАСОС

Течь охлаждающей жидкости из дренаж-ного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса .
При появл ени и неиапр а вноотей спим а ют водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разби-рают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.1 GO—2.1.105).
Течь воды из дренажного отверстия, повы-шенный шум и стуки при работе водяного насоса указывают на неисправность водяного насоса системы охлаждения дизеля (рис. 2.1.98).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.98. Водяной насос в сборе:
1 — шкив;
2 — подшипники;
3 - Крыльчатка;
5 — дренажное отверстие:
6 — валик;
7 — гайка

Появление значительного зазора в подшипнике или разрушение подшипника могут привести к повреждению сердцевины радиа-тора крыльчаткой вентилятора.
Повышенный шум и стуки указывают на предельный износ или разрушение подшипников насоса, ослабление посадочного места валика под приводной шкив.
Течь охлаждающей жидкости из дренажного отверстия или следы масла на шкиве привода свидетельствуют о разрушении уплотнений валика насоса *.
При появл ени и неиапр а вноотей спим а ют водяной насос дизеля (рис. 2.1.99) и разбирают для замены изношенных деталей (рис. 2.1.1 GO—2.1.105).

* С целью повышения надежности и долговечности, на дизели Д-240, начиная с февраля 1987 г., устанавливаются водяные насосы с уплотнением типа «ВАЗ» и усиленным подшипниковым узлом.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.99. Снятие водяного насоса:
1 — шкив;
2 — водяной насос;
3 — патрубок

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.100. Взаимное расположение деталей водяного насоса:
1 — шкив;
2 — подшипники;
3 — крыльчатка;
4 — корпус;
5 — патрубок;
6 — валик насоса;
7 — ремень привода водяного насоса;
8 — стопорная пластина;
9 — гайка;
10 — вентилятор

Если осевое перемещение валика в подшинниках превышает 0,6 мм или наблюдается ослабление внутренних колец подшипников на валике, то валик заменяют в сборе с подшипниками.
При радиальном зазоре в подшипниках, превышающем 0,1 мм, подшипники заменяют (рис. 2.1.106).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.101. Отворачивание гайки крепления шкива:
1 — гайка;
2 — шкив;
3 — стопорная пластина (с февраля 1987 г. стопорная пластина не ставится)

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.102. Cпрессовка шкива:
1 — шкив;
2 — двухлапчатый съемник

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.103. Снятие стопорного кольца подшипника

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.104. Отворачивание болта крепления крыль
чатки:
1 — корпус водяного насоса;
2 — крыльчатка;
3 — болт

На водяных насосах (выпуска с февраля 1987 г.) валик выпрессовывать после снятия крыльчатки и уплотнения.
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.105. Выцрессовка валика водяного насоса:
1 — корпус водяного насоса;
2 — выколотка;
3 — крыльчатка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.1.106. Спрессивка подшипника с валика водяного насоса:
1 — подшипник;
2 — валик водяного насоса;
3 — шток пресса

Если на торцовой поверхности опорной втулки корпуса насоса имеются следы износа (кольцевые канавки) глубиной более 0,5 мм, то втулку выпреееовывают и заменяют новой.
При оборке насоса резиновые манжеты устанавливают так, чтобы отвороты с пружи-нами были обращены в сторону шарикоподшипников.
Гайка ступицы должна быть затянута мо-ментом 16—19 Н*м.
После сборки насоса валик должен вра-щаться от усилия руки без заеданий крыльчатки. Концы кромок лопастей вентилятора должны находиться в одной плоскости.

2.1.5. ОБКАТКА ДИЗЕЛЯ

Цель обкатки дизеля — выявить дефекты, которые могут быть результатом отклонений от технических условий при ремонте деталей, сборке узлов и дизеля в делом, а также приработать сопряженные детали для улуч-шения качества трущихся поверхностей.
Если ремонт дизеля заключался в замене одного-двух комплектов деталей цилиндропоршневой труппы, в ремонте головки цилиндров и клапанного механизма или в замене вкладышей шатунных подшипников, то дизель обкатывают без нагрузки в течение 25 мин.

Режимы обкатки дизеля Д-240 без нагрузки
Время, мин Частота вращения коленчатого вала дизеля, мин
10 1100—1200
10 1300—-1500
5 1600—1800
Частоту вращения коленчатого вала дизеля контролируют по тахоспидометру или измерением частоты вращения ВОМ тахометром.
При работе дизеля следят за показаниями приборов системы смазки и системы охлаждения. Давление масла в системе смазки дизеля при минимальной частоте вращения коленчатого вала, равной 600 мин-1, должно быть не менее 0,08 МПа, а при номинальной частоте (2175—2240 мин-1) должно соответствовать 0,20—0,25 МПа.
Температура охлаждающей жидкости при обкатке дизеля должна быть 75—95° С.
В процессе обкатки проверяют подсос воздуха в местах крепления впускных труб, пропуск газов в местах соединений выпускных труб и через прокладку головки цилиндров.
По завершении обкатки проверяют макси-мальную частоту вращения коленчатого вала при полной подаче топлива, которая должна соответствовать 2350—2385 мин-1.
При отклонении максимальной частоты вращения от указанных значений ее регулируют изменением длины тяги подачи топлива или с помощью винта максимальной частоты вращения регулятора топливного насоса. После проверки и регулировки максимальной ча-стоты вращения дизель останавливают. Не рекомендуется резко останавливать дизель, работающий на максимальной частоте вращения.
На прогретом дизеле после его остановки подтягивают динамометрическим ключом гайки крепления головки цилиндров и регулируют зазоры в клапанном механизме. Проверяют и при необходимости регулируют угол опережения впрыска топлива, натяжение приводных ремней.