ООО "Фаворит" - ремонт ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82



2.9. ГИДРОСИСТЕМА

Навешенная на трактор машина поднимается медленно, масло в гидросистеме перегревается вследствие больших утечек масла в соединениях перепускной клапан — седло распределителя гидросистемы задней навески, при разрегулир авке предохр анител иного клапана, нарушении герметичности в сопряжении золотник — корпус. Та же (неисправность наблюдается при р аботоснособном распределителе гидросистемы, но неисправном насосе высокого давления вследствие больших внутренних утечек, из-за износа шестерен, корпуса, втулок или разрушения резиновых уплотнений.
При неисправном насосе нагреваются его корпус и прилегающие к нему участки трубопровода. При неиеправном распределителе масло поступает на слив и в этом случае нагреваются все трубопроводы большого диаметра.
Преждевременная остановка навешенной машины, невозможность ее подъема без удержания рукоятки золотника рукой, медленный, рывками, подъем машины, перегрев масла в гидросистеме — все это следствие разрегулировки автоматов возврата золотников.
На медленный подъем навешенного орудия, кроме неиеправности насоса или распределителя, влияют и такие факторы, как:
использование масла, сорт которого не соответствует рекомендованному, в том числе по вязкости;
недостаточное количество масла в баке;
попадание инородного тела в сопряжение седло — перепускной клапан распределителя, в результате масло сливается через нижнюю крышку распределителя в бак, минуя силовые цилиндры;
большие утечки масла в сопряжении седло—шарик предохранительного клапана распределителя, которые возникают вследствие износа сферической поверхности шарика;
утечки масла в сопряжении расточка корпуса распределителя — золотник.
Появление пены в баке свидетельствует о подсосе воздуха через неплотности трубопроводов всасывающей магистрали или повреждении уплотнения вала насоса. В этом случае подтягивают все соединения трубопроводов; если ценообразование не прекратилось, снимают гидронасос с трактора и заменяют манжету уплотнения вала.
Появление масла на сферических рычагах управления золотниками распределителя указывает на повышенное давление в сливной полости вследствие засорения основного фильтра гидросистемы или неисправности предохранительного клапана.
Техническое состояние фильтра определяют с помощью прибора КИ-13936, подсоединяя его к сливному трубопроводу. Давление в полости слива распределителя должно быть не более 0,25 МПа. Если давление выше, фильтр снимают, очищают от загрязнений и проверяют техническое состояние предохранительного клапана.
Значительная усадка находящейся в поднятом состоянии навешенной машины указывает на износ или разрушение уплотнений поршня силового цилиндра, износ сопрягаемых деталей корпус — золотник распределителя, негерметичность запорного и обратного клапанов силового регулятора, утечку масла через запорный клапан гидроувеличителя сцепного веса.
Для определения технического состояния уплотнений поршня силового цилиндра поднимают навешенную машину на 3/4 хода штока и разъединяют запорное устройство магистрали, связанное с полостью подъема. Затем измеряют расстояние от головки штока цилиндра до его крышки и включают секундомер. При массе навешенной машины (или груза) 500 кг усадка штока за 30 мин должна быть не более 25 мм.
При определении суммарных утечек масла в золотниковой паре распределителя и силового цилиндра поднимают навешенный груз (машину). Рукоятку распределителя устанавливают в нейтральное положение, рукоятку гидроувеличителя сцепного веса — в положение «Заперто», а рукоятку управления силовым регулятором — в положение «Вы-ключено». Замеряют размер по штоку ли-нейкой и следят за стрелкой часов в течение 1 мин. Через 30 мин замер повторяют. Разность замеров усадок поршня силового цилиндра при подключенной и отключенной магистрали, превышающая 15 мм, свидетельствует об износе золотниковой пары распределителя. В этом случае распределитель снимают с трактора и заменяют новым.
Если результаты замеров находятся в пределах нормы, но при установке рукоятки управления силовым регулятором в положение «Выключено» и удержании навешенной машины в поднятом состоянии наблюдается усадка штока силового цилиндра, это свидетельствует о негерметичности обратного и запорного клапанов силового регулятора. Для устранения такой неисправности вынимают из корпуса регулятора детали клапанов, промывают их в чистом дизельном топливе и прочеканивают шарики по их седлам. Если после этого навешенная машина самопроизвольно опускается, то регулятор снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным.
Если при работе трактора отсутствуют характерные признаки, по которым можно судить о неисправности конкретного агрегата, а гидросистема работает недостаточно четко (медленный подъем орудия, большая его усадка в транспортном положении, перегрев масла или пенообразование и т. п.), то в первую очередь проверяют техническое состояние насоса высокого давления и распределителя. Проверку начинают с определения общего состояния соединений гидросистемы: отсутствия подтекания масла и подсоса воздуха.
На тракторе техническое состояние агрегатов гидросистемы навески определяют с помощью прибора КИ-5473. В комплект прибора входят дроссель-расходомер, набор пподсоединительной арматуры и рукавов.
Распределитель. Техническое состояние распределителя определяют по величине уте-чек масла вследствие износа золотников, негерметично|сти перепускного и предохранительного клапанов, давлению срабатывания автоматов возврата золотников или предохранительного клапана. Для проверки выворачивают пробки-заглушки из корпуса рас-пределителя и подключают нагнетательный рукав (вход) прибора к полости подъема, а сливной рукав к полости опускания (рис. 2.9.1).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.1. Определеиие технического состояния распределителя с помощью прибора КИ-5473:
1 — прибор;
2 — бак гидросистемы;
3 — метки

Вход прибора подключают к нагнетательному (метка «П»), а выход — к сливному (метка «0») трубопроводам распределителя.
Если при такой схеме подключения рукоятку любого золотника распределителя установить в положение «Подъем», то все масло, подаваемое насосом (за исключением утечек внутри распределителя), будет проходить через прибор, поступать в нижнюю крышку распределителя, а затем в бак гидросистемы. j
При исправном распределителе количество масла, проходящего через него (один из золотников находится в положении «Подъем») , должно соответствовать замеренной производительности насоса. Для замера количества масла, протекающего через распре-делитель, и определения утечек в его сопряжениях пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала (определяют по тахоспидометру на щитке приборов или по частоте вращения вала отбора мощности). Поворотом рукоятки прибора создают противодавление по манометру, а по шкале лимба и указателю отсчитывают количество масла, протекающего через прибор. Результаты отсчета сравнивают с величиной допустимых утечек масла.

Основные показатели распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески трактора МТЗ-80
Давление срабатывания, МПа:
автомата золотника .... 12,5—13,5
предохранительного клапана ..... 15,5—16,0
Допустимые утечки масла, л/мин .... 5,0

При значительных утечках масла в распределителе механизаторы нередко заменяют один перепускной клапан. Такая частичная замена не дает желаемых результатов, так как изнашивается не только конусная (запорная) поверхность клапана, но и его седло. Износ острых кромок седла клапана зачастую неравномерный и в результате полная герметичность сопряжения не обеспечивается при установке нового перепускного клапана. Поэтому, если утечки превышают допустимое значение, дальнейшую проверку прекращают, распределитель снимают с трактора и ремонтируют. Если же утечки масла в распределителе не превышают нормы, то продолжают проверку распределителя.
Не отключая прибора, определяют давление срабатывания автоматов возврата золотников. Для этого пускают дизель и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала. Рукоятку прибора поворачивают в положение «Открыто», а проверяемый золотник — в положение «Подъем». Поворачивая рукоятку, создают давление в сливной магистрали и сладят за показанием манометра прибора. По достижении определенного давления рукоятка золотника должна возвращаться в нейтральное положение. Наибольшее давление, отмеченное по манометру в момент возврата рукоятки золотника в нейтральное положение, принимается за давление срабатывания автомата. Давление срабатывания автоматов других золотников распределителя проверяют, не переключая рукавов прибора. Для этого рукоятку золотника, к каналам которого подключен прибор, фиксируют в положении «Подъем», а рукоятку проверяемого золотника включают в это положение и слегка поддерживают рукой. Прибором создают давление до момента срабатывания второго золотника. Аналогичные операции проводят при проверке автомата третьего золотника.
Давление срабатывалия автоматов золотников должно быть в пределах 12,5—13,5 МПа. Если давление выше или ниже нормы, то распределитель снимают с трактора для регулировки на стенде (рис. 2.9.2) или ремонта.
При удовлетворительном состоянии авто-матов золотников заключительной операцией проверки технического состояния распределителя является определение давления срабатывания предохранительного клапана.
Для этого устанавливают максимальную ча-стоту вращения коленчатого вала дизеля и переводят рукоятку золотника распределителя в положение «Подъем» (лучше перевести рукоятку выносного цилиндра, чтобы не поднимать навешенной машины). Удерживая рукоятку рукой, плавно перекрывают поток масла, протекающего через прибор. При полном перекрытии потока масла фиксируют показание манометра, которое характеризует фактическую величину давления срабатывания предохранительного клапана.
Если давление срабатывания не соответствует 15,5—16 МПа, то есть выше или ниже указанных значений, клапан регулируют, не снимая распределитель с трактора. Отворачивают и снимают колпачок предохранительного клапана, ослабляют контргайку и винтом регулируют давление. Рукоятка золотника при этом удерживается в положении «Подъем», а поток масла перекрыт прибором.
При значительных потерях масла вследствие утечек через перепускной и предохрани-тельный клапаны, через сопряжение золотник — корпус, а также при неподдающемся регулировке предохранительном клапане или неисправностях автоматов золотников распределитель снимают с трактора и ремонтируют.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.2. Испытание распределителя на стенде КИ-4815М:
1 — распределитель;
2 — манометр;
3 — счетчик жидкости;
4 — дроссель;
5 —сливной трубопровод

Для разборки распределитель устанавливают на специальное приспособление. Снимают рукоятки управления и пластины пыльников с верхней крышки, удаляют пыльники и уплотнительные кольца, вынимают сферические рычаги управления золотниками. Затем снимают верхнюю и нижнюю крышки, маркируют и извлекают золотники из корпу-са, разбирают предохранительный и перепускной клапаны. Седло перепускного клапана выпрессовывают из корпуса ступенчатой оправкой (рис. 2.9.3), а гнездо предохранительного — специальным ключом (рис. 2.9.4).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2,.9.3. Выпрессовка седла перепускного клапана:
1 — ступенчатая оправка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.4. Выворачивание гнезда предохранительного клапана:
1 — специальный ключ

На конусной поверхности перепускного клапана в месте ее соприкосновения с кромкой седла могут быть значительные следы износа, что обусловливает потерю герметич-ности сопряжения, увеличение потерь масла. Из нош енну ю конусную поверхность клапана в осстанавливают шлифованием в центрах шлифовального станка под углом 45°. Допускаетея протачивание конусной поверхности клапана в центрах токарного станка (рис. 2.9.5) с последующим шлифованием мелкой наждачной шкуркой. Торцовую поверхность седла клапана в этом случае следует также прошлифовать на плоскошлифовальном станке (рис. 2.9.6) или проточить на токарном станке в разрезной оправке. Внутреннее отверстие седла и его торцовая поверхность должны образовывать острую кромку. После обработки седло размагничивают.
Насос высокого давления. Техническое состояние насоса высокого давления НШ-32-3 определяют по его производительности при противодавлении на выходе из насоса 16 МПа (160 кгс/см2). Нагнетательный (входной) рукав дрооселяр исходом ер а подключают к нагнетательному штуцеру испытуемого насоса высокого давления, а сливной рукав опускают в бак гидросистемы. Пускают дизель и устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала. Создав рукояткой дросселя необходимое противодавление, по шкале лимба отсчитывают количество масла, протекающего через дроссель. Полученные данные сравнивают с приводимыми ниже данными.

Основные показатели насоса НШ-32-3
Частота вращения, мин-1: коленчатого вала .... 2200
ВОМ 571
Номинальная объемная подача насоса, л/мин 70,66

В ряде случаев параметры насоса можно восстановить заменой его резиновых уплотнений. У насосов НШ с индексом «3» заменяют манжеты платиков и манжету качающегося узла.
Для разборки насосов используют подставку 70-7821-1563/250 (рис. 2.9.7).
С насоса снимают крышку, из корпуса извлекают детали для проведения технической экспертизы и замены. Обоймы и шестерни извлекают из корпуса, избегая перекосов и повреждения поверхностей деталей.
Для восстановления подачи насоса развертывают отверстия и углубляют колодцы под манжеты в платиках с помощью зенкеров 70-2323-1502 (размерами 16X140 мм) или торцовых фрез до диаметра 16,07+0,0э мм на глубину 6,5 мм.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.5. Протачивание конусной поверхности клапана:
1 — клапан

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.6. Шлифование седла перепускного клапана и гнезда предохранительного клапана:
1 — седло;
2 — гнездо

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 2.9.7. Разборка насоса НШ-32-3:
1 — винт;
2 — прижим;
3 — насос;
4 — подставка

Затем в углубления колодцев устанавливают манжеты и металлические пластины (компенсаторы износа) толщиной 2,5 мм и диаметром 16,035—16,07 мм. Собирают шестеренные насосы в последовательности, обратной разборке. Резиновые уплотнительные детали смазывают моторным маслом.
Для снятия технической характеристики насос устанавливают на контрольноиспытательный стенд КИ-4815М. В качестве рабочей жидкости при испытании насоса используют минеральное масло М-10В при температуре 50±5°С. Вначале проверяют герметичность насоса, создавая циклическую нагрузку (противодавление на выходе) с помощью дросселя стенда, поднимая давление от 0 до 17,5 МПа. Проводят не менее двух циклов нагружения. Продолжительность каждого цикла — 30 с. Просачивание масла в местах уплотнений и через тело деталей насоса не допускается.
Для определения подачи насоса НШ-32-3 дросселем (см. рис. 2.9.2) стенда устанавливают номинальное противодавление 16,0 МПа по манометру 2 стенда и измеряют количество импульсов за время прохождения контрольного количества масла через счетчик жидкости 3.
Если количество ИМПУЛЬСОВ выше допусти-мого значения, то насос не рекомендуется к установке на трактор. Допустимое значение ИМПУЛЬСОВ соответствует коэффициенту подачи насоса 0.92. При выходе из строя счетчика импульсов стенда подачу насоса определяют с помощью счетчика 3 жидкости гидросистемы стенда. Для этого пускают стенд в работу и прогревают масло в его гидросистеме до температуры 45—50° С. Создают необходимое противодавление, включают одновременно счетчик жидкости и секундомер и определяют количество масла, прошедшего через счетчик в течение 1 мин. Полученный результат умножают на коэффициент К, учитывающий частоту вращения приводного вала стенда и частоту вращения привода вала насоса на тракторе. В результате находят действительную подачу масла насосом. Коэффициент К для трактора МТЗ-80 равен 1,6.
Силовой цилиндр. Основные неисправности силовых цилиндров: износ уплотнений цилиндра и штока, погнутость штока, появление течи в местах крепления крышек.
Если наблюдается значительная усадка штока (при исправном распределителе) или навешенное орудие поднимается рывками, то силовой цилиндр снимают и разбирают для проведения технической экспертизы деталей. Уплотнительные резиновые (кольца и манжеты при износе и потере упругости заменяют новыми. Если диаметр штока на 0,1—0,2 мм меньше номинального размера (в месте наибольшего износа), шток заме-няют. Прогиб штока допускается не более 0,1 мм на всей длине. Шток правят под прессом в холодном состоянии. Поршни и внутренняя поверхность цилиндров обычно изнашиваются незначительно и практически не требуют ремонта.
Для проверки силовой цилиндр устанавливают на стенд КИ-4815М или КЙ-4200 и подключают к распределителю, соединяя рукавами полости слива и нагнетания. Вклю-чают стенд и рукояткой распределителя несколько раз перемещают поршень силового цилиндра, заполняя обе полости прогретым маслом. Поршень в цилиндре должен перемещаться из одного крайнего положения в другое при давлении не более 0,7 МПа. Увеличение давления свидетельствует о погнутости и заедании штока. Подтекание масла по штоку не допускается. Затем поршень перемещают в одно из крайних положений, отсоединяют от полости цилиндра рукав слива и опускают его в мерный бачок. Создают давление в гидросистеме стенда 10 МПа и наблюдают за состоянием соединений цилиндра. Утечек масла через уплотнения соединений маслопровода не должно быть.