ООО "Фаворит" - ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Приглашаем на работу автослесарей!!!
О компании Документы Партнеры Сотрудничество Руководства по ремонту
Московское ш. 23/2
(Дизельный проезд) карта

диагностика диагностика
календарь календарь
Яндекс.Погода

Ремонт тракторов МТЗ 80, 82

Общее описание

Разборка на агрегаты

При текущем ремонте тракторов основное содержание работ состоит в снятии неисправных агрегатов и установке на трактор новых или отремонтированных. При этом придерживаются следующих основных принципов: трактор, агрегат, сборочную единицу разбирают в пределах, необходимых для выявления и устранения причин отказов и неисправностей; агрегаты и сборочные единицы снимают в тех случаях, когда без этого невозможно устранить неисправность. У тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 базой, на которой смонтированы все агрегаты, является полурамный остов. Он образован передней полурамой для установки дизеля и соединенными между собой агрегатами трансмиссии. Поэтому разборка трактора на агрегаты включает следующие основные виды работ: разъединение остова и снятие агрегатов. Для разборки применяют специальные устройства и приспособления, позволяющие (Производить надежную установку и снятие, поддомкрачивание, разъединение и раскатку составных частей трактора. Демонтаж и монтаж агрегатов осуществляют специальными схватками и траверсами с помощью кранбалки, электрической или ручной тали. Необоснованная разборка трактора и его агрегатов нарушает приработку деталей и сокращает срок их службы, поскольку после каждой разборки скорость изнашивания возрастает. Если внешним осмотром трактора устанавливают видимые без разборки механизма трещины, изломы, забоины, изгибы, вмятины и другие дефекты, влияющие на работоспособность трактора, а при снятии агрегатов обнаруживают, что техническое состояние смежных механизмов требует замены или ремонта ряда деталей, то агрегаты подвергают необходимой разборке, а детали — дефектации. Дефектацию деталей выполняют после промывки, когда на поверхностях хорошо видны следы износов, сколы, трещины, задиры и царапины. Изношенные детали осматривают, а затем проверяют их форму и размеры соответствующими измерительными инструментами и приборами. При этом делают заключение о целесообразности замены или ремонта. Чтобы установить, возможен ли ремонт детали или нужно ее заменить, иногда проверяют взаимодействие детали с другой сопряженной с ней деталью, например, вала с шестерней или вала с корпусом. Деталь заменяют в том случае, если в результате износа ее размеры нарушают работоспособность механизма или вызывают его интененсивное иэнашивание. Конструкция трактора такова, что часть агрегатов можно заменить без дополнительных разборочных операций, а часть требует предварительных демонтажных работ. Так, без предварительной разборки можно снять воздухоочиститель 12, центробежный маслоочиститель 7, генератор 6, насос и распределитель гидросистемы, пусковой двигатель 17 (или стартер), компрессор 14, вал отбора мощности 9, раздаточную коробку 24, промежуточную опору карданного вала 23 (трактора МТЗ-82), переднюю ось или ведущий мост 21 (рис. 1.1).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82:
а — вид справа;
б — вид слева;
в — вид справа (МТЗ-82);
1 — водяной радиатор;
2 — масляный радиатор;
3 — гидроусилитель руля;
4 — водяной насос;
5 — масляный насос;
6 — генератор;
7 — центробежный маслоочиститель;
8 — корпус сцепления и понижающего редуктора;
9 — вал отбора мощности;
10 — пневмопереходник;
11 — гидроцилиндр задней навески;
12 — воздухоочиститель;
13 — головка цилиндров;
14 — компрессор;
15 — топливный насос;
16 — дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л);
17 — пусковой двигатель;
18 — задняя навеска;
19 — коробка передач;
20 — редуктор пускового двигателя;
21 — передний ведущий мост;
22 — карданный вал;
23 — промежуточная опора карданного вала;
24 — раздаточная коробка

Для снятия других агрегатов (нужно демонтировать детали капота (рис. 1.2-1.4), оперения или кабину, тяги, гидравлические трубопроводы, электроарматуру.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.2. Снятие кронштейна фары и боковины капота:
1 — кронштейн фары;
2 — боковина капота

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.3. Снятие передней решетки капота:
1 — передняя решетка капота;
2 — болт крепления

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.4. Снятие капота:
1 — капот;
2 — болты крепления

При снятом капоте можно демонтировать водяной 1 и масляный 2 радиаторы (рис. 1.5, 1.6), гидроусилитель руля 3, водяной насос 4, дизель 16, головку цилиндров 13, передний мост 21 (см. рис.1.1).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.5. Отсоединение и снятие масляного радиатора:
а — вид слева;
б — вид справа;
1 — масляный радиатор;
2 — болты крепления;
3 — трубопроводы;
4 — гидроусилитель руля

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.6. Отсоединение и снятие водяного радиатора:
а — вид слева;
б — вид справа;
1 — водяной радиатор;
2 — болты крепления;
3 — тросик шторки радиатора;
4 — кронштейн крепления радиатора;
5 — трубопроводы;
6 — гайка

Кабину «снимают, когда требуют ремонта корпус сцепления и (понижающего редуктора (в дальнейшем — корпус сцепления) 8, коробка передач 19, задний мост, привод заднего вала отбора мощности, силовой цилиндр 11 или силовой регулятор.
Чтобы снять кабину в сборе, снимают заднюю облицовку радиатора, отсоединяют от кабины тяги управления. Затем снимают пружины тормозного крана и рычагов педалей тормозов, отсоединяют и снимают педали управления сцеплением и тормозами, отсоединяют трубопроводы отопительной системы, а также крепление кабины к кронштейнам (рис. 1.7). После этого отсоединяют провод от аккумулятора к стартеру (рис. 1.8) и электропровода от щитка приборов (рис. 1.9), снимают ручки с рычагов управления понижающим редуктором и коробкой передач. Отсоединяют трос тахоопидометра, провода от звукового сигнала и колодок фар. Снимают резиновый коврик и короб пола, отсоединяют педаль подачи топлива. Отвернув болты крепления, расположенные внутри и снизу кабины, снимают пол (рис. 1.10). Отсоединив рукоятку управления силовым регулятором, снимают сектор в сборе с рычагом управления силовым регулятором (рис. 1.11). И, наконец, сняв клеммы, извлекают аккумуляторные батареи и отсоединяют провод «массы» от кабины трактора (рис. 1.12). Выполнив перечисленные операции, грузоподъемным
механизмом с помощью схватки снимают кабину с трактора.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.7 Отсоединение кабины:
а - вид слева;
б - вид справа.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.8 Отсоединение электропроводов от стартера.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.9 Отсоединение электропроводов от приборов:
1 - щиток приборов кабины;
2 - разъемы.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.10 Снатие пола кабины:
а - вид слева;
б - вид справа.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.11. Снятие сектора в сборе с рычагом управления силовым (позиционным) регулятором:
1 - кронштейн;
2 — зубчатый сектор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.12. Отсоединение провода «масса» от кабины трактора:
1 — болт крепления;
2 — провод «масса»

Для ремонта сцепления, коробки передач, заднего моста и при замене дизеля, передней оси или переднего ведущего моста разъединяют остов трактора. Схемы разъединения и раскатки составных частей трактора с использованием стенда ОР-16346 приведены на рис. 1.13.
При снятии дизеля откатывают на стенде переднюю полураму. Неподвижную подставку-домкрат стенда в этом случае устанавливают под корпус сцепления, а подвижные под лонжероны полурамы и под переднюю ось или передний ведущий мост. После этого, вращая винты домкратов, вывешивают переднюю часть трактора до отрыва колес от пола и выполняют операции по отсоединению электропроводов и трубопроводов (рис. 1.14—1.19), рулевого вала и полурамы. Затем откатывают полураму.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.13. Разъединение и раскатка составных частей трактора:
а — отсоединение полурамы с дизелем от корпуса сцепления;
б — отсоединение корпуса сцепления от коробки передач;
в — отсоединение коробки передач от заднего моста;
г — отсоединение и снятие коробки передач;
1 — задний мост;
2 — коробка передач;
3 — корпус сцепления;
4 — неподвижная подставка;
5 — лонжероны полурамы с дизелем;
6 — подвижные подставки;
7 — направляющие

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.14. Отсоединение электропроводов и трубопроводов:
а — вид справа;
б — вид слева.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.15. Отсоединение электропроводов, трубопроводов и рулевого вала (вид сверху)

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.16. Отсоединение электропроводов от реле-регулятора и звукового сигнала: 1 — реле-регулятор; 2 — звуковой сигнал

При установке на тракторе генератора марки 464.3701 (с февраля 1988 г.) реле-регулятор не применяется.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.17. Отсоединение трубопроводов от ГУРа:
1 — гидроусилитель руля;
2 — масляный радиатор.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.18. Отсоединение электромагнитного реле стартера:
1 — реле;
2 — болты

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.19. Отсоединение рессивера.

Для снятия с трактора дизель отсоединяют от передней полурамы и зачаливают рис. 1.20—1.22).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.20. Отсоединение дизеля:
а - вид справа;
б - вид снизу.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.21. Откатка передней полурамы дизеля:
а — вид слева;
б — вид справа;
1 — передняя полурама;
2 — приспособление для разъединения полурам;
3 — корпус сцепления;
4 — неподвижная подставка

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.22. Запаливание дизеля:
а — вид справа;
б - вид слева;
1 — рым-болт;
2 — тросовая схватка

Для ремонта сцепления и понижающего редуктора полураму с дизелем отсоединяют от корпуса сцепления. Если необходимо заменить отдельные детали понижающего редуктора и коробки передач, то отсоединяют корпус сцепления от коробки передач. Для этого неподвижную подставку стенда устанавливают под коробку передач, а подвижные — под корпус сцепления и передний мост. Затем вывешивают переднюю часть трактора, отсоединяют тяги и трубопроводы гидросистемы, разъединяют и раскатывают остов.
Если нужно заменить корпус сцепления в сборе или снять его для ремонта, разъединяют остов трактора по плоскостям: дизель — корпус сцепления — коробка передач. Для этого неподвижную подставку стенда устанавливают под коробку передач, а подвижные — под корпус сцепления и под лонжероны полурамы. Затем отсоединяют электропровода, рулевой вал, полураму, трубопроводы гидросистемы от корпуса гидроагрегатов, силового регулятора и заднего моста, тяги, электропровода и трубопроводы от корпуса сцепления и коробки передач. Спим а ют корпус гидроагрeraтов, отсоединяют карданный вал (МТЗ-82) и после этого раскатывают остов трактора (рис. 1.23— 1.25).

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.23. Отсоединение масляных трубопроводов от корпуса гидроагрегатов:
а — вид справа
б — вид слева;
1 — трубопроводы;
2 — масляный насос;
3 — корпус гидроагрегатов

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.24. Снятие корпуса гидроагрегатов (вид слева):
1 — корпус гидроагрегатов;
2 — болт;
3 — стопорная пластина

При устранении неисправностей заднего моста и коробки передач ее отсоединяют от заднего моста. Для этого неподвижную подставку стенда устанавливают под задний мост, а подвижные — под коробку передач и под лонжероны полурам. Отсоединяют трубопроводы гидросистемы, тяги и электропровода, снимают крышку коробки передач, отворачивают болты, расположенные под верхней крышкой и под раздаточной коробкой (рис. 1.26—1.29), болты крепления к заднему мосту (рис. 1.30, 1.31) и после этого разъединяют и раскатывают остов трактора.

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.25. Отсоединение карданного вала, снятие раздаточной коробки:
1 — карданный вал;
2 — раздаточная коробка;
3 — болты

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.26. Отсоединение трубопроводов от силового регулятора:
1 — трубопроводы;
2 — силовой регулятор

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.27. Отсоединение трубопроводов от заднего моста


ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.28. Отсоединение трубопроводов от корпуса механизма блокировки дифференциала:
1 — трубопроводы;
2 — корпус механизма блокировки дифференциала

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.29. Снятие крышки коробки передач:
] — крышка;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.30. Отворачивание болтов крепления коробки передач к заднему мосту:
1 — корпус коробки передач;
2 — болт

ремонт тракторов МТЗ 80, 82
Рис. 1.31. Отворачивание болтов крепления коробки передач к заднему мосту, расположенных под раздаточной коробкой:
1 — корпус коробки передач;
2 — болт

Если нужно снять колобку передач для ремонта или ее замены, то трактор раскатывают по плоскостям: корпус оцепления — коробка передач — задний мост. Для этого неподвижную подставку-домкрат устанавливают под задний мост, а подвижные — под коробку передач и корпус сцепления, разъединяют и раскатывают остов трактора и снимают коробку.